Технологическая карта по русскому языку Непроизносимые согласные


ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Педагогическиецели Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формирования умения проверять изучаемые орфограммы
Тип урока Урок постановки и решения учебных задач
Планируемыерезультаты (предметные) 1.Сравнивать звуки при произношении слов.
2.Подбирать однокоренные слова.
3.Выделять проверочные слова.
4.Закреплять информацию в виде правила и сжатой схемой.
5.Понимать и применять задачи урока; оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно.
6.Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу одноклассников
Личностныерезультаты Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка
Универсальные учебные действия(метапредметныеРегулятивные универсальные учебные действия
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия
* Ориентироваться в учебном материале:определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
* Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия
* Участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления.
ЗдоровьесберегающаяИгровые технологии
Материально –техническое обеспечение
Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина. Москва. :Просвещение 2013г. Интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточные дидактические материалы.
организационная структура урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальный. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Проверка домашнего задания Фронтальная Устный опрос. Монологические ответы На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?. объясните свой выбор написания Объясняют выбор орфограммы.
Р – соотносить свои действия с поставленной целью.
Корректировать выполнение задания Правильно вып-енное домашнее задание
III. Словарно-орфографическая работа
Игровая технология
Элементы технологии развития критического мышления.
Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки. На каждую букву слова «Осень» необходимо подобрать словарное слово.
Прочитайте слова, разделите
на группы (по значению: название месяцев, ягода; по количеству слогов; слова с Ь и без Ь и т.д.)
- Почему нет слов на Ь. (буква есть, а звука нет) Подбирают слова, читают
Делят слова на группы, аргументируют выбор Р - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью
П - осуществлять свой выбор учебного действия по заданию IV. Постановка учебной проблемы.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Фронтальная
Проблемно - диалогический метод.
- Как вы думаете, в русском языке есть ещё такие буквы?
Прочитайте предложение «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (слайд 2)

Как вы понимаете это высказывание?
Я предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно сделать маленькое открытие.
- Прочитайте высказывание орфографически (как пишутся)
-Прочитайте орфоэпически (как произносятся)
Что вас удивило, что интересного заметили? Какой же у нас возникает вопрос? - Как можно назвать такие буквы?
Высказывают свои предположения, читают разными способами.
Понимают недостаточность имеющихся знаний.
Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»
Читают тему урока П – осознают познавательную задачу,.
Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.
К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи Фронтальный (отве-ты на во-просы);
V. Постановка учебной задачи
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Проблемно - диалогический метод.
- Сформулируйте тему урока
(слайд3)

- Какова цель нашего урока?
-Что придётся выяснить
Слушают учителя, предлагают свои формулировки цели деятельности Р – принимают учебную задачу Фронтальный. Устные ответы
Физкультминутка Коллек-вная. Практи-скийЕсли я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздноВыполняют движения Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни
Р – принимают учебную задачу Правильное выполнение движений
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в парах.
Работа в парах.
ФронтальнаяСловесный. Чтение.
Наблюдение за лингвистическим мате-риалом.
Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223
-Какие согласные не произносятся?
-Сколько согласных букв стоят рядом?
-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.
(слайд 5)

На доске: здн вств рдц лнц стн стлВыполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь на нее, отвечают на вопросы учителя П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, формули-руют их.
Р – выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в учебнике.
К –участвуют в работе в парах, строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи Фронтальный. Устные ответы на вопросы учителя по новой теме
VII минутка чистописания.
Работа в парах. Наблюдение за непроизносимыми согласными
Работа в парах.
Приём «Кластер» Пропишите данные сочетания
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: Согласный может не произноситься если в слове встречается сразу 3-4 согласных.
- Откройте страницу117 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.
- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.
- Составьте в парах схему правила.
Прописывают буквосочетания, формулируют вывод
Сравнивают свои предположения с материалом учебника. П выделяют существенную информацию; строят несложные рассуждения, делают выводы, формули-руют их.
Р – выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в учебнике.
К –участвуют в работе в парах, строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи VIII Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).
Технология деятельностного подхода
Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо - Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах? (слайд 7)

Человек трудолюбивый – самый…(счастливый)
Тайна, … троим, уже нетайна.(известная)
… встанешь – мало сделаешь.(поздно)
- Напишите эти слова в столбик.
- Прочитайте пословицы, которые получились.
- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.
- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?
- А какой выход ? Подбирают слова
Записывают слова, опираясь на образец
Доказывают выбор
Понимают недостаточность имеющихся знаний. Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.
Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные
К –участвуют в работе в парах, строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи Фронтальный
IX Самостоятельное использование алгоритма
(применение новых знаний)
групповая работа.
Групповая работа.
Приём «Кластер»
Напомним правила работы в группе. (слайд 8)

Каждой группе даются свои слова.
(Приложение 1)
Выполните предложенное задание по плану, составьте свой план работы.(слайд 9)

Где можем удостовериться в полученной информации?
- Откройте учебник на странице 118. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.
Беседа:
-Назовите место новой орфограммы в слове.
- Каков способ проверки слов с непроизносимыми согласными?
- В чём особенность проверочного слова?
- Свернём информацию до схемы(слайд10)

Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания.
представляет своё мини-исследование по плану работы и озвучивает вывод.
Самостоятельная работа с учебником.
Составляют схему
П – составляют простейшие инструкции при решении задачи.
Р- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
К - Участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая Групповой
X Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа в тетрадях
Индивидуальн . Практи-ческий. Письменное выполнение взаимопроверка Выполните упр. 226 (подберите к каждому слову слово с непроизносимым согласным). Обозначьте орфограмму
Читают задание упражнения, отвечают на вопросы.
Письменно выполняют задание в тетради. П – ориентируются на возможность решения отдельных лингвистических задач.
Р – учитывают правило(алгоритм) в планировании и контроле способа решения; оценивают свои достижения, осознают Фронтальный. Письменное выполнение упражне-нияX I Подведение итогов урока.
Фронтальная. Словесный.
Беседа
Выборочное списывание Ребята, с какого слова началась работа в классе? (осень)
К сожалению заканчивается её пора, но она оставила вам пожелание, прочитайте
(Приложение 2)
- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило? Запишите их.
- Давайте подведём итоги .- Какова тема нашего урока?
- Какова цель нашего урока? Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
- Достигли мы цели?
- Где мы можем применить новые знания? Читают предложенный текст
Выполняют выбор Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Само-регуляция
XII Домашнее задание. Рабочая тетрадь упр. 154
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития XIII Рефлексия учебной деятельности, самооценка.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
В заключении предлагаю оценить свою работу урока.
(приложение 3) (слайд12)

Приложение 1
Группа№1 Задание:
1.Записать слова.
2.Выделить корень в слове.
3.Подобрать проверочное слово.
4.Определить, в чём особенность проверочного слова.
Счас…ливый-
Капус…ный-
Свис..нул-
Вкус…ный-
Группа№2
Задание:
1.Записать слова.
2.Выделить корень в слове.
3.Подобрать проверочное слово.
4.Определить, в чём особенность проверочного слова.
Гиган…ский-
Звёз…ный-
Грус…ный-
Прекрс…ный-
Группа№3
Задание:
1.Записать слова.
2.Выделить корень в слове.
3.Подобрать проверочное слово.
4.Определить, в чём особенность проверочного слова.
Ненас…ный-
Наез…ница-
Мес…ный-
Чудес…ныйПриложение 2
Будьте ребята красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!
Приложение 3
- Сегодня я научился сам ...
- Меня удивило...
- Было интересно ...
- Было трудно ...
- Я узнал, что ...
- Я научился ...
- У меня получилось ...
- Мое настроение ...