Урок русского языка Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского языка
Учитель: Матвеева Ю.Е.
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова (закрепление).
Цель: систематизация, обобщение и повторение основных знаний и умений обучающихся по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Задачи: 1) закрепить умение находить слова с непроизносимыми согласными в тексте, подбирать проверочные слова и принимать решение о грамотной записи проверяемого слова;
2) продолжить формирование умений работать обучающихся в паре, навыков само- и взаимопроверки;
3) продолжить формировать умение работать со словарем;
4) формировать представление обучающихся о межпредметных связях.

Ход урока:
Организационный момент.

- Добрый день, дети и уважаемые гости. Сегодня, ребята урок проведу у вас я, меня зовут Людмила Валерьевна. Поприветствуйте наших гостей и тихо садитесь на свои места.

Постановка темы и задач урока.

(Слайд № 1 – картинка зимы и четверостишие.)
- Ребята, посмотрите на доску и послушайте отрывок из стихотворения:
Мороз и солнце!
День чудесный.
Ещё ты дремлешь,
Друг прелестный?
- Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор? Какие ещё произведения А. С. Пушкина вы читали?
- Соответствуют ли эти строки состоянию погоды за окном? Почему?
- Обратите внимание на выделенные слова в отрывке. Как вы думаете, почему я их выделила?
(Произнесите эти слова. Одинаково ли они произносятся и пишутся?)
- Я знаю, что несколько уроков вы изучали эту тему. А что обычно вы делаете в конце каждой темы?
- Тогда согласны ли вы с тем, что тема сегодняшнего урока (появляется на доске «Непроизносимые согласные в корне слова (закрепление)».
- Что нужно для того, чтобы правильно писать слова с этой орфограммой? (Если высказываются, обобщаю ответы детей, нет – показываю карточки и задаю вопрос «Нужно ли уметь?...»)








- Для того чтобы посмотреть, насколько каждый достигнет успеха в решении поставленных задач, вы будете фиксировать результаты своей работы на листе достижений. Подпишите на нём своё имя, если в классе повторяются имена и первую букву фамилии.
(Лист достижений вывешиваю на доску А – 3)

Закрепление изученного.

– Вернемся к строчкам из стихотворения и запишем в тетрадь выделенные слова. Для этого откроем рабочие тетради, запишем число и классная работа. Один человек работает у доски, остальные в тетрадях. Запишите слова в первый столбик с маленькой буквы и подчеркните сочетание букв на изученное правило.
- Проверьте, верно ли списаны слова?
- А что необходимо делать, чтобы писать такие слова верно? (проверка)
- Кто может рассказать правило проверки? Давайте теперь докажем, что данные слова были написаны верно. Запишем во второй столбик с маленькой буквы проверочные слова к данным.
- Обратимся к листу достижений. Найдите задание № 1 и поставьте галочку в одной из частей круга.

ФИЗМИНУТКА

– А как вы думаете, всегда ли мы можем проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова? (ДА – как проверить слово ПРАЗДНИК? НЕТ – А что тогда делать?) – запомнить или обратиться к словарю.
- Как называется этот словарь?
- Откройте свой орфографический словарь («Пиши правильно») и посмотрите, есть ли в нем слова на изученную орфограмму? Попытайтесь запомнить эти слова.
3. - А теперь я попрошу помочь мне и стать на время учителем, и посмотреть насколько ваш сосед по парте может вас услышать и правильно писать. Для этого вы поработаете в парах. На партах у вас лежит памятка – план работы в парах и карточка для работы.
















- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. Можно проверять с карточки, а можно с доски. Если найдете ошибки, исправьте их простым карандашом. Верните тетрадь соседу.
- А теперь посмотрите, как вы выполнили это задание и поставьте галочку на листе достижений в № 2 в соответствующем поле.
4. – А хотите проверить свои знания по этой теме? Проведем орфографический диктант. Возьмите в руки ручки и листы достижений. Вы видите в задании № 3 пустые клетки, которые необходимо заполнить. А заполнять будем так: я читаю слова, если в слове надо писать букву непроизносимого согласного, вы ее вписываете в квадрат, если нет – ставите знак « - ». Например: - в слове колесница надо писать букву непроизносимого согласного? (-), а в слове прелестный? (т).
- Слушаем внимательно, думаем и заполняем клеточки: здравствуй, поздний, вкусный, капустный, опасный.
- Проверьте правильность выполнения своей работы с верными ответами на доске. Если нужно, исправьте ошибки и оцените свою работу на листе достижений в задании № 3.

Итог урока.
- В начале урока мы ставили задачи, как вы считаете, мы справились с ними? (Ответы детей).
- А теперь на листе достижений найдите Вершину успеха и поставьте флажок на той вершине, которой вы достигли на сегодняшнем уроке.
- В углу вы видите солнышко. Дорисуйте на нем настроение, которое у вас осталось от урока и прикрепите свои листы к доске.
- Проверив ваши листы и работы в тетрадях, я поставлю отметки.
- Спасибо всем за урок. Поблагодарим гостей. Урок окончен.
t
· - Как в жизни мы можем использовать изученное правило? Накануне Нового года я предлагаю вам оформить открытку и написать дорогому вам человеку поздравление, используя в нем слова с непроизносимыми согласными. (Творческое задание).


находить

проверять

применять

Памятка работы в парах:
Возьмите карточку.
Прочитайте по одному предложению.
Продиктуй соседу по парте первое предложение, а потом запиши под его диктовку второе предложение.
Поменяйтесь тетрадями.
Проверьте работу друг друга.


Карточка
Приходит радостный праздник.
Праздник отмечаем поздно вечером.




15