Программа элективного курса профильной подготовки по литературе «Современная русская литература»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса профильной подготовки по литературе «Современная русская литература» для 10 Г (гуманитарного) класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану МБОУ Лицей №7 на 2013-2014 учебный год.
Программа курса рассчитана на 2 учебных года (2013-2014 уч. год – 10 Г класс, 2014 -2015 уч. год – 11 Г класс), на каждый год обучения отводится 68 часов (два часа в неделю).
Предметом изучения является русская литература 80-90-х годов XX века и начала XXI века.
Литература этого периода необычайно многообразна в стилевом, жанровом и идейном отношении. Состояние современной литературы в программе данного курса представлено как существование и взаимодействие разных направлений, в которые на основании общих признаков объединены значимые для современного читателя произведения. А также изучаются и отдельные произведения, не поддающиеся классификации, но дополняющие картину современной литературы.
Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий; научить школьников ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире современной литературы, самостоятельно оценивать произведения разных течений и уметь давать ему оценку.
Целями курса определяется решение следующих задач:
        Расширение и углубление знаний о специфике развития, проблематике современной литературы.
        Углубление знаний по теории литературы, выработка умения пользоваться современными литературоведческими терминами.
        Развитие творческих возможностей учащихся.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать читателя, учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в первую очередь, нравственные.
При построении данного курса учитывались знания, которые ученики получают на уроках литературы в 10 и 11 классе. Так на занятиях профильного курса в 10-м классе изучаются произведения неоклассической («традиционной») прозы, так как понятия романтизма, сентиментализма, реализма им уже знакомы и есть возможность представить «смежные» литературные явления в современной литературе. Понятия постмодернизма, «другой прозы», условно-метафорической прозы вводятся в 11-м классе, когда ученики уже имеют представление о модернизме.
Для анализа в основном подобраны тексты небольшого объёма (рассказы и повести), что позволяет более детально разобрать произведение на занятии и сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и выявлении художественного своеобразия текста. Предпочтение в выборе произведений современных авторов при составлении данной программы отдавалось произведениям, затрагивающим духовно-нравственные проблемы общества и личности. Анализ таких произведений поможет ученикам при сдаче ЕГЭ не только по литературе, но и по русскому языку в подборе аргументов к собственной точке зрения по поднимаемой автором проблеме.
Занятия курса строятся в форме «круглого стола», где все участники учебного процесса равны. Теоретический материал подается как через лекцию учителя, так и через доклады и сообщения учеников. Итогом изучения каждого тематического блока являются творческие письменные работы (рецензии, эссе, комплексные анализы худ. произведений), а также в итоге работы с некоторыми произведениями подводятся читательские конференции, на которых ученики делятся своим восприятием и оценкой героев, сюжетов и творчества писателя в целом.
Изучение курса заканчивается итоговой зачётной работой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. . Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза»
Неоклассическая (традиционная) проза
Общая характеристика неоклассической прозы как новой реалистической, продолжающей и развивающей традиции реализма в русской классической литературе
Автор и герой неоклассической прозы. Стилевые течения неклассической прозы – художественно-публицистическое, «религиозное», «сентиментальное» и др.
Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.
Повесть В. Распутина «Пожар»: народный характер крестьянина-правдолюбца в повести. Проблемы добра и зла, ответственности честного человека за свои поступки и за всё происходящее вокруг.
Рассказ В. Распутина «В ту же землю»: тема природы и человека, веры и безверия; трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе.
Рассказ В. Распутина «Изба». Связь рассказа с житийной литературой.
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Проблема связи поколений, духовно-нравственные проблемы личности в эпоху «перестройки».
Гражданский пафос произведений В. Астафьева, продолжение традиций русской литературы, определяющими чертами которой являются законы правды и совести, высокая нравственная требовательность.
Общая характеристика «Печального детектива» Астафьева.
Проблема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка», нравственные проблемы героев.
Авторская позиция в произведениях В. Астафьева, способы её выражения. «Жестокий реализм» прозы В. Астафьева. Рассказ «Пролётный гусь».
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия произведения.
Религиозная тема в русской прозе. Рассказ-притча Л. Бородина «Посещение». Проблема гордости и смирения, истинности и искренности веры в рассказе.
Анализ содержания повести Л. Бородина «Третья правда». Тема гражданской войны. Особенности композиции, проблема нравственного выбора.
Повесть А. Варламова «Лох». Проблема веры и безверия. Герой времени в повести.
Нравственный максимализм, вера, духовность в повести А. Варламова «Здравствуй. князь!». Конфликт «личного» и «общественного» в повести. Образ героя времени, внутренний мир которого нравственно совершенен, порывы и стремления чисты.
Реалистические произведения, обращённые к сфере чувств (произведения сентиментального характера). Искренность, ясность, прозрачность языка, нравственный пафос этих произведений.
«Психологическая» проза.
В. Маканин «Стол, покрытый сукном и графином посередине». Портрет времени в повести, созданный с помощью психологической ситуации и психологической характеристики социальных типов. Традиции Толстого и Достоевского в повести.
Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный». Россия и Азия в рассказе. Столкновение двух миров, двух образов мысли, двух способов жизни. Тема красоты в рассказе.
Военная тема в неоклассической прозе.
Г. Владимов «Генерал и его армия». Толстовские традиции в изображении войны. Русский национальный характер в романе.
Характеристика цикла О. Ермакова «Афганские рассказы». Мысль об абсурдности любой войны: рассказы «Последний рассказ о войне», «Сапогами не вытоптать душу».
Повесть О. Ермакова «Знак зверя». Смысл названия повести. Соединение конкретики изображения с библейской и мифологической символикой. Смысл финала повести.
Е. Носов «Яблочный спас», «Карманный фонарик». Нравственная красота простого человека.
Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой», «Голубая жемчужина».
О нравственности языком поэзии. А. Дементьев, Н. Палагута, Н. Жданов, Ю. Левитанский и др. Современная авторская песня.
Деревенская тема в современной прозе.
Повесть Б Екимова «Пастушья звезда». Проблематика повести, характеристика героев.
Рассказы Б. Екимова «Очередь на тот свет», «На ферме казачьей». Проблемы деревенских жителей – проблемы всей страны (бедность, пьянство, несправедливости со стороны власть имущих). Изображение положительного начала в народной жизни, сильных характеров, нравственно стойких и цельных.
Смысл понятия «женская проза». Авторские индивидуальности, своеобразие стиля, нестандартные подходы к современным проблемам.
Характеристика творчества В. Токаревой и Г. Щербаковой. Рассказы и повести сборника В. Токаревой «Кошка на дороге». Проблемы «на уровне быта», их иронично-чувствительный тон.
Эмоциональная жизнь героев Г. Щербаковой. Повесть «Дверь в другую жизнь». Внутренний мир героев повести.
Семейная тема в творчестве Л. Улицкой. Повесть «Медея и её дети». Проблема ответственности за тех, кто живёт рядом.
Условно-метафорическая проза.
Причины возникновения условно-метафорической прозы. Создание причудливого, но узнаваемого современниками мира с помощью мифа, сказки, фантасмагории. Характеристика героев. Использование в произведениях аллегории, гротеска, сказочной, мифологической, фантастической условности.
Повесть Ф. Искандера «Кролики и удавы». История создания повести и её жанровое своеобразие. Сказочный тип условности. Изображение с помощью метафоры тоталитарной общественной системы и механизмов её действия. Тип социального поведения.
Антиутопия Л. Петрушевской «Новые Робинзоны». Тема бегства из цивилизации в природу. Особенности построения повести. Апокалиптическая картина гибели цивилизации.
А. Адамович «Последняя пастораль». Тема вражды между людьми. Два сюжета повести, определяющие нравственное и философское пространство произведения.
Роман-притча А. Кима «Отец-Лес». Жанровое своеобразие и смысл названия. Этические и философские проблемы. Тема свободы. Проблемы «страдания» и «одиночества». Сквозные образы, пространство и время в произведении А. Кима.
Повесть В. Пелевина «Жизнь насекомых». Метафоры в произведении. Композиции повести. Проблемы отцов и детей. Роль цитат, реминисценций в произведении.
«Другая проза»
«Другая проза» («новая волна», «альтернативная литература») как литературное явление. Разнообразие стилистических манер и тем. роль реминисценций в «другой прозе». Выделение трёх течений «Другой прозы»: «исторического», «натурального», «иронического авангарда».
Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг». Особенности стиля. Своеобразие характеров героев. Человек и среда, человек и время в рассказе. Авторская позиция и способы её выражения.
Рассказ «Соня» Т. Толстой как произведение «иронического авангарда». Композиция и сюжет. Анекдот как сюжетообразующий элемент. Вечные темы в рассказе.
Роман «Кысь» Т. Толстой. Общая характеристика романа.
Понятие о постмодернизме.
Общая характеристика повести В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Общая характеристика произведения Саши Соколова «Школа для дураков»
В. Нарбикова «Равновесие света дневных и ночных звёзд». Общая характеристика.
Обзор литературы XXI века. Фентези и ремейк в современной русской литературе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
1 Введение. 3
Неоклассическая (традиционная) проза
2 Общая характеристика неоклассической прозы как новой реалистической, продолжающей и развивающей традиции реализма в русской классической литературе. Стилевые течения неклассической прозы 2
3 Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.
Творчество В. Распутина 80-х – 2000-х годов 8
4 Гражданский и нравственный пафос произведений В. Астафьева 5
5 А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Гуманистическая позиция автора. 3
6 Религиозная тема в русской прозе. Рассказ-притча Л. Бородина «Посещение», повесть «Третья правда». 6
7 Повести А. Варламова «Лох», «Здравствуй. князь!». Герой времени в повестях. 5
5 Реалистические произведения сентиментального характера (обзор). 1
6 «Психологическая» проза. В. Маканин «Стол, покрытый сукном и графином посередине», рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» 5
7 Военная тема в неоклассической прозе. Г. Владимов «Генерал и его армия». 3
8 Характеристика творчества О. Ермакова. Тема войны. Повесть «Знак зверя» 5
9 Нравственная красота простого человека. Творчество Е. Носова, В. Ф. Потанина. 5
10 О нравственности языком поэзии. 2
11 Семинар по теме «Нравственные проблемы в произведениях современной прозы» 1
12 Контрольная работа по произведениям неоклассической прозы. 1
13 Итоговый урок. 1
14 Аудиторные сочинения аналитического характера 5
Резерв 6
Итого: 68
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
1 Введение. Повторение пройденного в 10-м классе 1
2 Деревенская тема в современной прозе. Творчество Б Екимова. 10
3 «Женская проза». Характеристика творчества В. Токаревой и Г. Щербаковой 7
4 Семейная тема в творчестве Л. Улицкой 3
Условно-метафорическая проза.
5 Особенности условно-метафорической прозы. 1
6 Повесть Ф. Искандера «Кролики и удавы». Изображение с помощью метафоры тоталитарной общественной системы и механизмов её действия 3
7 Антиутопия Л. Петрушевской «Новые Робинзоны». 4
5 А. Адамович «Последняя пастораль». Тема вражды между людьми 3
6 Роман-притча А. Кима «Отец-Лес». Тема вражды между людьми. 4
7 Повесть В. Пелевина «Жизнь насекомых». Проблемы отцов и детей 4
«Другая проза»
8 «Другая проза» как литературное явление. 1
9 Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг». Человек и среда, человек и время в рассказе 3
10 Рассказ «Соня» Т. Толстой как произведение «иронического авангарда». Роман «Кысь». 6
11 Понятие о постмодернизме.
Творчество В. Ерофеева, Саши Соколова, В. Нарбиковой. 6
12 Обзор литературы XXI века 2
13 Итоговый урок. 1
14 Аудиторные сочинения аналитического характера 4
15 Итоговый зачёт 1
Резерв 4
Итого: 68
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения ЭЛЕКТИВНОГО КУСА обучаемый должен
знать/понимать
- признаки современных литературных направлений;
-творчество писателей и поэтов последних десятилетий и принципы их творческой манеры;
-требования к созданию творческих работ: рецензий, отзывов, эссе.
уметь
- охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;
- давать оценку произведению на основе личностного восприятия;
- грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте,
- писать сочинения разных жанров;
- ориентироваться в современном литературном процессе.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Литература для учащихся
1.В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.
2. Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.
3. Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.
Литература для учителя
Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. – СПб, Специалист, 2000
Нефагина Г. Н. Русская проза второй пловины 80-х – начала 90-х годов XX века. Минск: изд. центр «Экономпресс», 1998
Чупрынин С. И.. Русская литература сегодня. – М: Олма-пресс, 2003
Чалмаев В. А. Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрёстке мнений и споров\\ Литература в школе – 2002, №4, 5.
Литературные ресурсы Интернета
«Букинист» – mybooka.narod.ru«Дебют» – www.mydebut.ru«Вавилон» – www.vavilon.ru«Графомания» – www.grafomania.msk.ru«Интерактивная фантастика» – if.gr.ru«Современная русская поэзия» – poet.da.ru