Статья Психологические аспекты аутодеструктивного поведения


Психолог,
заместитель директора по ВР СШ№115г. Костаная
Петренко Елена Александровна
Психологические аспекты аутодеструктивного поведения подростков
В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, становится массовым явлением. Под аутодеструктивнымповедением мы понимаем такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред,
то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, не-
сут угрозу целостности и развитию самой личности. Одной из предпосылок  аутодеструктивного  поведения  является   апатия,  неверие  в  себя, в свои силы,  снижение  творческой  активности в  результате  психической  травмы, неблагоприятная атмосфера коллектива. Вторая  составляющая  –  личностные  особенности  подростка,  не  позволяющие  ему  адекватно  реагировать  на  жизненные  проблемы  и  тем  самым  предрасполагающие к  аутодеструктивному  поведению.  К  ним  часто  относят:  неумение  найти  способы  удовлетворения своих потребностей,  отказ  от  поиска  выхода  из  сложных  ситуаций,  низкий  уровень  самоконтроля,  неумение  уменьшить нервно-психическое  напряжение,  эмоциональная  неуравновешенность,  импульсивность,  отсутствие  жизненного  опыта, повышенная  внушаемость и  бескомпромиссность. 
И, конечно, подростковый  возраст  представляет  собой  группу  повышенного  риска. Почему же подростки так сильно подвержены аутодеструции? Во-первых,  сказываются  внутренние  трудности  переходного  возраста,  начиная  с  психогормональных  процессов  и  заканчивая перестройкой  Я-концепции.  Во-вторых,  пограничность  и  неопределенность  социального  положения  юношества.  В-третьих,  противоречия,  обусловленные  перестройкой  механизмов  социального  контроля:  детские  формы  контроля,  основанные  на  соблюдении  внешних  норм  и  послушании  взрослым,  уже  не  работают,  а  взрослые  способы,  предполагающие  сознательную  дисциплину  и  самоконтроль,  еще  не  сложились  или  не  окрепли.

Все формы аутодеструктивного поведения приводят к ухудшению качества жизни, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но аутодеструктивное поведение продолжает распространяться. Происходит это по причине того, что аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных, зашитых механизмов адаптации и стабилизации личности, попыткой приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий. Исходя из вышесказанного, проблема поиска эффективных методов и форм профилактики аутодеструктивного поведения у подростков представляется чрезвычайно актуальной.
К наиболее эффективным формам работы по профилактике аутодеструктивного поведения подростков можно отнести социально-психологические тренинги с подростками, проведение которых требует создания безопасно-комфортной среды. Эмоциональное насыщение и материальное обеспечение должно подбираться с учётом возраста подростков, цели и содержания занятий. Доминирующим фактором эффективности является технологическая и психологическая компетентность тренеров, обеспечивающая поведенческое и эмоциональное содержание программы для формирования у подростков навыков конструктивного взаимодействия, снижения уровня общей тревожности, развития навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из затруднительных либо конфликтных ситуаций.
Следующим фактором считаю регулярность обучения с определёнными временными перерывами. Это укрепляет организационную дисциплину и приучает к организационной культуре. Кроме этого, требуется постоянная разъяснительная работа среди педагогических работников и родителей об особенностях профилактических мероприятий, необходимости длительного периода и поддержки со стороны окружающих (и в семье и в коллективе) для получения устойчивых результатов.
Таким образом, учет психолого-педагогических факторов и условий при оказании психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением будет способствовать приобретению ими коммуникационных навыков, умению справляться с трудностями, формированию опыта оформления конструктивной жизненной идеи, что в совокупности достаточно надёжно профилактирует риски формирования адаптационных нарушений.