Учебная мотивация школьников 2-4 классы.


Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера. М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:          1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.          2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); Узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).  По мнению (Маркова А.К., ) к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы .Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.          К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.          К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.          Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.          По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.Уровни познавательных мотивов: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) Уровни социальных мотивов: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). Деятельность без мотива или со слабым мотивом, либо не осуществляется вообще, либо оказываетсякрайне неустойчивой.От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «кем я стал» МОТИВЫучебно-познавательныесоциальныепозиционныеовладение новыми знаниямиинтерес к приёмамсамостоятельногоприобретения знанийсамостоятельное совершенствованиеспособов добываниязнанийрациональной организациисобственногоУчебного трудабыть полезным обществужелание выполнитьсвой долгпонимание необходимостиучитьсячувство ответственностиопределённую позициюв отношениях с окружающимизаслужить авторитетсамоутверждениеоказывать влияниена других учеников, доминировать в коллективе Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах,Стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребёнок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения ( после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребёнок осознаёт общественную значимость учения, создаёт личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далёкими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с недостаточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте некритичным отношением к себе и часто – завышенной самооценкой Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду ( мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определённое положение в классе(престижные мотивы) - интерес к результату деятельности - интерес к процессу деятельностистремление к саморазвитию развитие каких-либо своих качеств, способностейосуществляется в силу долга ради достижения определённого положения среди сверстников из – за давления родителей, учителя Классификация мотивов по Т.­ А. ­ИльинойМотивы, непосредственно побуждающие:1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.Мотивы, перспективно побуждающие:1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью. Мотивы интеллектуального побуждения:1. интерес к процессу умственной деятельности;2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от  самого процесса мыслительной  работы;3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные. Мотивы классифицируют по группам мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями:идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловленные позицией личности по отношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах),эстетические (отражающие потребность в прекрасном).по источнику возникновения, обусловленности:социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные), поощрительные (стимульно-поощрительные).по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.по времени проявления :постоянные, длительные ,кратковременные. по силе проявления:сильные,умеренные,слабые.по проявлению в поведении:реальные (актуальные),потенциальные.по степени осознанности :осознанными,неосознанными (последние обычно называют побуждениями). Классификация мотивов учения - Две основные группы мотивов, непосредственно связанные с учебной деятельностью и не связанные. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);2) узко личные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.ПобуждающаяНаправляющаяРегулирующаясостоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива. Уровни мотивации1,2 уровни – очень высокий и высокий3 уровень – средний (норма)4,5 уровень – сниженный и низкий Методика определения уровня учебной мотивацииЦель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.Оцениваемые УУД (универсальные учебные действия): действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащихся.Возраст: 8-11 лет (2-4 классы)Форма: опросникИнструкция для обучающих: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак +». АнкетаЯ учусь в школе, потому что...а) так хотят мои родители; б) мне нравится учиться; в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки; д) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья. Самое интересное на уроке...а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя; в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...а) получить хорошую отметку; б) больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...а) я хорошо все выучил(-а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада; г) дома меня похвалят; д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового. Опросили 18 человек 2 «А» класса и 18 человек 4 «Б» класса. 2 «А» класс 4 «Б» класс Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе. Обработка результатов:уровеньхарактеристика уровней2 «А»4 «Б»1-й уровень - 17-20 балловочень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху5(4 отличника, 1 хорошист) 7(1 отличник, 6 хорошистов)2-й уровень - 13-16 балловвысокий уровень учебной мотивации7(6 хорошистов, 1 удовл.) 3(хорошисты)3-й уровень - 9-12 балловнормальный (средний) уровень мотивации6(хорошисты) 5(2 хорошиста, 3 удовл.)4-й уровень - 5-8 балловсниженный уровень учебной мотивации1(неуд.) 2(1 неуд., 1 хорошист)5-й уровень – 1-4 балловнизкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла0 0 Вывод:Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные. Способы мотиваций расшифровкаСоздание проблемной ситуации-понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.Отказ от отметки-психологии хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни, в том числе и в условиях монополии предметно-ориентированной модели обучения, которую освоила традиционная школа. При таком обучении ребенок, являясь объектом управления со стороны учителя, постепенно привыкает к тому, что оценка и корректировка его деятельности находится не в его руках, а является исключительно прерогативой взрослых. Нарушается естественное право любого человека на ошибку и ее исправление, а значит, право на интеллектуальную собственность, на полноценную деятельность. Отсюда у ребенка отпадает потребность и в контроле над ситуацией, так как контроль постоянно находится в руках взрослых. И как результат—утрата детьми чувства собственного достоинства, потеря веры в себяпривлечение учеников к оценочной деятельности-Если пока еще отказ от «отмечивания» в баллах успехов и неудач школьников относится к области педагогической фантастики в нашей школе, то, по крайней мере, привлечение учеников к оценке своей деятельности должно стать непременным компонентом педагогически грамотного выстраивания процесса обучения.Необычная форма обучения-Урок -семинар и урок-конференция, урок-биография и урок-путешествие, урок-аукцион и ролевая игра, регламентированная дискуссия и защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения... Методика этих занятий достаточно хорошо разработана и отражена в педагогической литературе, а о некоторых мы расскажем ниже.Культура общения-Взгляд, жест, интонация, выражение лица, улыбка, прикосновение, умение чувствовать и держать паузу, сохранять нужную дистанцию, диапазон и тембр голоса —все то, что называется невербальными способами общения, и то, что сопровождает слово, является едва ли не определяющим фактором успешности обучения.Чувство юмора-Оно выручает всех: и шепелявых и картавых, маленьких и толстых, длинных и худых. Если у Вас с этим чувством все в порядке, то предыдущий пункт не для Вас. Однако важно не переусердствовать с иронией и сарказмом по отношению к ученикам. Они очень ценят юмор учителя и стараются не показывать, как больно ранят их насмешки. И вообще не следует смеяться над детьми, лучше над собой. Уверяю, Ваш авторитет от этого ничуть не пострадает и, даже наоборот. Постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика-Чем сложнее, чем скучнее учебный материал, тем больше времени и усилий следует затрачивать, мотивируя деятельность учащихся по его восприятию и усвоению.