Мотивация студентов к обучению


Мотивация к обучению достаточно сложный и трудоемкий процесс. Необходимо изменить отношение студентов не только к изучению отдельному предмету, но и ко всему учебному процессу. Мотивы, побуждающие и стимулирующие человека к обучению и активности, могут быть абсолютно различными. Современный мир диктует что, современный выпускник любого профессионального образовательного учреждения должен владеть специальными знаниями, умениями, навыками, и при этом еще чувствовать свою конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Поэтому перед педагогом стоит весьма сложная задача: необходимо как можно лучше не только передать свои знания студентам по определенному предмету, но и привить интерес к непрерывному самообразованию в целом. Здесь стоит остановиться и подумать, как это возможно сделать? Думаю, каждый молодой преподаватель сталкивался с данной проблемой, и я не исключение.
Начинал я свою педагогическую деятельность, еще учась в педагогическом университете на третьем курсе. И весь опыт общения со студентами я проецировал со своих преподавателей. Прошло весьма немало времени, прежде чем я понял, в каком направлении мне лучше двигаться. Так я выбрал свои рычаги и методы воздействия на студентов.
Если говорить в общем то, мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Рычаг, которым можно и нужно использовать всегда и везде, а особенно в преподавательской деятельности.
Существует много квалификаций мотивов и стимулов, но я постараюсь объединить относительно учебно-профессиональной деятельности студентов.
-               познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным)
-               широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;
-               прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);
-               профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
-               эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
-               статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
-               коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
-               традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
-               утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
-               учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)
-               мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);
-               неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). [6]
На самом деле каждый человек уникален, а тем более студент. Преподавателю нужно индивидуально подходить к каждому студенту, чтобы основная мотивация была не внешним фактором, а исходила от самого учащегося. Поэтому необходимо ставить перед ним задачи так, чтобы он сам хотел достичь поставленную цель. Самомотивация студента – настоящая победа преподавателя!
Как работаю я?
Еще учась в университете, один мой замечательный преподаватель говорил: «деньги лежат под ногами и их нужно только суметь поднять!». Мотивацию для нас он представлял именно так. Но, к сожалению, это были лишь только красивые слова, дальше замотивировать(заинтересовать) он никак нас не смог.
Когда я стал преподавать в техникуме, у меня тоже возникла проблема, как же замотивировать студентов. Тут я и вспомнил слова своего преподавателя. Материальное вознаграждение – очень серьезный стимул для любого человека, ну а тем более для студента. Я сказал студентам, что научу их зарабатывать деньги, а точнее покажу, как это сделать.
Во-первых, я поделился своим опытом, рассказал о своих проектах и сделанных мною объектах, сказал, сколько в денежном эквиваленте они могут заработать, если переймут мой опыт и знания.
Во-вторых, мы вместе со студентами создали в социальной сети «ВКонтакте» группу «Электрик в Томске» (https://vk.com/elektrik.tomsk), где выложили перечень услуг, которые мы можем оказывать, с ценами, немного ниже рыночных. Поэтому инициативные студенты могут попробовать себя уже в качестве электромонтера под моим руководством.
В-третьих, в той же социальной сети «ВКонтакте» мы создали еще одну группу, но уже закрытую(https://vk.com/groop331). В ней мы со студентами разбираем возникшие вопросы и проблемы, появляющиеся в процессе практической деятельности и ремонтных работах.
В-четвертых, самых инициативных студентов я приглашаю работать в проектах вместе со мной. Естественно они получают вознаграждение уже по рыночным ценам. А такой мотиватор возбуждает интерес к учебе и знаниям даже у запущенных студентов.
На сегодняшний момент у нас в техникуме имеется хорошая база работодателей, которые с удовольствием берут моих студентов не только на практику, но и на работу с хорошей заработной платой.
Студенты начинают давать самостоятельно объявления в интернете (https://vk.com/taron_i_k), либо находят заказчиков среди знакомых и ездят на мелкие ремонтные работы, ведь не каждая фирма поедет менять одну - две розетки. Если вдруг возникают на объектах сложные ситуации, то студенты всегда могут проконсультироваться со мной по телефону. А мои студенты зарабатывают при этом неплохие деньги за вызов, получают хорошие связи и, что немало важно, драгоценный опыт, как в общении с заказчиком, так и в профессиональной деятельности!
Подводя итог, хотелось бы сказать, что преподаватель должен быть не только теоретиком, но и хорошим практиком, а так же должен постоянно развиваться! Ведь большинству студентов нужно не только красочно рассказывать какая замечательная его профессия, но и показывать это!
На сегодняшний день, мы со студентами стали изучать новую специализацию «холодильное оборудование» и думаю, что в скором времени мы сможем составить хорошую конкуренцию на рынке.


Литература:
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.
 Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова. // Педагогика-Пресс, 1999.
Кон И. С. Психология старшеклассника: монография. М.: Просвещение, 1982.
Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000.
Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  Подласый И. П. Педагогика: учеб. Для студентов. высш. учеб. заведений: В 2кн. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.