Учебная мотивация младших школьников.


Особенности учебной мотивации младших школьников
и способы её исследования.
Выступление на педсовете «Повышение учебной мотивации школы как средство повышения качества образования».
Учителя и родители часто сетуют на то, что дети не хотят учиться, ленятся. Причиной этого может быть отсутствие или недостаток учебной мотивации.
В любой деятельности различают мотив и цель.
Мотив—побуждение к деятельности, то, ради чего учащиеся совершают ту или иную деятельность.
Цель—результат деятельности.
Цели ясны и педагогу, и ученику и ставятся на уроке в чёткой форме. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику. В зависимости от мотива цель приобретает различный смысл.
Например, ребёнок решает задачу. Цель: найти решение задачи. Мотивы могут быть различные:
а) научиться решать задачу;
б) не огорчать учителя;
в) порадовать родителей хорошей отметкой.
Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но отражаются в эмоциях (хочу, не хочу выполнять что-то). Проявляется положительная или отрицательная мотивация.
Мотивы делятся на 2 большие группы:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в ВУЗ, хорошо работать в будущем);
2) узколичные—мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку,
избежать неприятностей, выделиться среди других, занять определённое положение в классе.
Особенностью мотивации младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что велит учитель: раз велел, значит надо.
С одной стороны это играет положительную роль. С другой стороны, такое подчинение взрослым препятствует развитию самостоятельности.
По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и уменьшается число тех, кто учится из-за интереса. Это вызывает тревогу. Достижения начинают отождествляться не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые поставил учитель.
Младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Однако, к 3 классу значение отметки как мотиватора снижается. В 3 классе увеличивается учебная нагрузка. Школьники 3-4 классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У тех, кто учится посредственно, у слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате у учащихся не развивается потребность в творческой деятельности, не формируется ответственность, упорство, трудолюбие.
Для определения учебных мотивов учеников нашей школы, я провела анкетирование. Учащимся 2, 3, 4 классов предлагалось ответить на вопрос:
«Зачем нужно хорошо учиться в школе?» Предлагалось четыре варианта ответов. Можно было выбрать 1 или 2 варианта.
1. Хочу хорошо окончить в школу и поступить в институт.
2. Хорошо работать в будущем.
3. Получать хорошие оценки и избежать неприятностей.
4. Выделиться среди других, быть лучшим в классе.
Если были не согласны ни с одним из вариантов, можно написать свой.
Были обработаны данные 60 человек. Результаты такие.
Свои ответы написали 5 человек, т. е. 5%:
--получить хорошее образование (2);
--получить хорошую работу;
--получать знания;
--быть умным.
По классам это выглядит так: 2кл.—2ч., 3кл.—1ч.,4кл.—2ч.
Широкие социальные мотивы выбрали 36 учеников—60%.
По классам: 2 кл.—14 ч.(58%)
3 кл.—7 ч. (44%)
4 кл.—15 ч. (75%).
Узколичные мотивы выбрал 1 ученик, ученик 2 класса.
Смесь мотивов выбрали 18 человек, т. е. 30%.
2 кл.—7 (30%)
3 кл.—8 (50%)
4 кл.—3 (15%).
Из результатов видно, что и у наших учеников преобладают широкие социальные мотивы Уже с начальной школы они задумываются и о поступлении в институт, и о получении хорошей работы.
Если посмотреть только 3 вариант ответа: получить хорошую отметку и избежать неприятностей, то его выбрали 14 учеников из 60 (23%). Этот мотив выглядит интересно по классам: 2 кл.—20%, 3кл.--50%, 4 кл.—5%.
Мотив «Выделиться среди других, быть лучшим в классе» выбрали только 3 ученика. Здесь может быть скромность, застенчивость. Некоторые выделяли его. а потом зачёркивали.
Мы стараемся на уроках развивать познавательный интерес. Но это не решает проблему мотивации: не всегда удаётся делать и учить только то, что интересно. Что же делать?
В школе могут применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся
1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворения желания быть значимым в коллективе.
2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий.
3. Волевые методы: предъявление требований, самооценка деятельности
--Что ты сам об этом думаешь?--Тебе нравится твоя работа? Почему?--Как бы ты оценил ЭТУ работу по сравнению с той, которую ты делал прошлый раз? и т . д.
4.Социальные методы:
--развитие желания быть полезным,
--создание ситуации взаимопомощи,
--сотрудничество и т. д.
В практической педагогике разработаны разные способы изучения мотивации.
«Рисунок школы»
«Что мне нравится в школе?»
Если ребёнок рисует учебные ситуации, это говорит о высокой школьной мотивации, учебной активности.
Ситуация внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации.Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Если рисунок не соответствует заданной теме, это может быть отсутствие школьной мотивации, детский негативизм.
«Метод неоконченных предложений».
Ученику предлагается закончить предложения
«Когда я думаю о школе...»
«Когда я иду в школу...»
«Когда звенит звонок на урок...»
«Когда я вижу учителя...»
«Когда я получаю «двойку»...».
В окончаниях предложений проецируются эмоциональные переживания, которые важно знать учителю для стимулирования учебной мотивации.
«Когда я думаю о школе...»
В целом о школе ребята думают хорошо: становится веселее, настроение становится лучше. Эти ответы встречаются чаще всего. Ещё ждут получения «5» или хорошей отметки, ждут встречи с одноклассниками. Часто встречались ответы «хочу учиться».
«Когда я иду в школу...»
Здесь ответы отличаются по классам:
2кл.: больше ответов, связанных со встречей с друзьями, с одноклассниками.
3кл.: радость и друзья.
4кл.: ожидание оценок.
Были ответы : «Когда я иду в школу, я очень сонный, иду весело вприпрыжку».
«Когда звенит звонок на урок...»
Большая часть ответов—это ответы, связанные с ожиданиемоценок, стремление к знаниям. Были и такие ответы: мне становится грустно, как быстро закончилась перемена. Есть дети, которые думают о том, что они будут делать на уроке.
«Когда я вижу учителя...»
Больше всего дети радуются, увидев учителя, хотят ему что-либо рассказать или о чём-то спросить. Был ответ, что жаль своего учителя.
«Когда я получаю «двойку»...»
Дети огорчаются, расстраиваются, плачут, обижаются, двоим стыдно.
Много ответов, что будут ругать дома, накажут, «боюсь идти домой», «жду, пока влетит от мамы». Из ответов видно, что вопросами учёбы обеспокоены больше мамы, чем папы: мамы ругают, наказывают. Почти для всех детей получение «2»--это огромный стресс: мне плохо, не думаю ни о чём, только о «2». Только в 4кл. были ответы: сожалею о своей невнимательности,
думаю, как исправить,
думаю, что не буду играть в компьютер,
волнуюсь, что будет такой позор родителям.
Метод неоконченных предложений, на мой взгляд, лучше провести не анонимно, чтобы знать, кто стоит за тем или иным ответом и использовать в работе.
И в заключении пожелание: изучайте мотивацию детей, ориентируйтесь на неё при подготовке и проведении урока.