Рабочая программа по литературе для 10 класса (заочная система обучения) /авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)




урока



урока в разделе

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

Планируемый результат

Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
Дата проведения







план
факт

1




1


Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века).
1
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой литературой.
План-конспект статьи учебника.




Русская литература первой половины 19 века




А.С.Пушкин
5





2



1
А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».
1
Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации)



3




2
Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю»
1
Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.
Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике.
 



4



3
«Я думал стихами» Тема призвания поэта в лирике А.С.Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»).
1
Уметь
анализировать стихотворения, определять
художественные приёмы поэта.
Анализ лирического текста с выразительным чтением.



5




4
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».
1
Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения



6


5
Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник».
1
Знать приемы создания образов в поэме.
Уметь раскрыть конфликт личности и государства.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения









М.Ю.Лермонтов
6





7
1
М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.
1
Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Уметь анализировать романтические стихотворения.
Схематизация материала, составление плана-конспекта



8
2
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)
1
Соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.
Уметь анализировать и соотносить стихотворения поэтов по сходной тематике.
Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.



9
3
«Когда мне ангел изменил» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою», «Молитва».
1
Знать о роли религиозности в духовном мире человека и её влияние на жизнь и творчество.
Анализ стихотворений, выразительное чтение.



10
4
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
1
Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова их жанровые, композиционные особенности, идею.
Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании.
Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста



11-12

5-6

Р/р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
2
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев
Составление плана, письмо
сочинения.






Н.В.Гоголь
4





13
1
Художественный мир Н.В. Гоголя.
1
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.
Схематизация материала, составление плана-конспекта



14
2
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
1
Знать текст произведения.
Уметь анализировать прозаическое произведение, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен.



15
3
Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».
1
Знать текст произведения.
Уметь определять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен.



16
4
Письменная работа по творчеству Н.В.Гоголя
1
Выявить уровень знаний по творчеству Н.В.Гоголя





Зачёт №1 Введение. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
Выявить уровень знаний по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголя
Зачёт.



Русская литература второй половины 20 века

17
-
18
1-2
Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
2
Знать основные закономерности историко-литературного процес.
Знать основные закономерности историко-литературного процес.
Составление тезисного плана.















А.Н.Островский
8





19
1
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Комедия «Свои люди-сочтемся!»
1
Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра, основные проблемы комедии, образы героев.
Уметь готовить сообщение о писателе.
Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.



20
2
Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.
1
Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.
Характеристика персонажей в системе образов



21
3
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.
1
Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.
Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа




22
4
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
1





23
5
Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики.
1
Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,
роль религиозности в духовном мире человека.
Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. Знать словесную символику драмы, литературную критику.
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.



24
6
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
1





25-26
7-8
Р/р Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».
2
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.
 
Сочинение.





И.А.Гончаров
6





27
1
И.А. Гончаров. Личность и творчество.

1
Знать факты биографии писателя,
Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.
Конспектирование, схематизация материала,



28
2
Роман «Обломов». Утро Обломова.
.
1
Знать содержание романа «Обломов», особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. понятия «типичный герой», «диалектика»;
Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера 
Сопоставитель-ная характеристика героев, анализ эпизода



29
3
К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

1
Знать понятие «обломовщина»
Уметь находить признаки «обломовщины» в жизни и в романе.
Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.
 



30
4
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

1
Знать содержание романа «Обломов».
Уметь составлять сравнительную характеристику героев
Аналитический пересказ текста,



31
5
Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).
1





32
6
Письменная работа по проблематике изученной темы
1
Выявить уровень знаний по творчеству И.А.Гончарова





Зачёт №2 Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова
Выявить уровень знаний по творчеству А.Н.Островского, И.А.Гончарова
Зачёт.






И.С.Тургенев
8





33
1
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
1
Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.
Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего


34
2
Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

1
Знать содержание текста романа историю его создания. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.
Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации.



35
3
Мир «отцов» в романе.

1





36-37
4-5
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
.
2
Знать понятие духовный конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.
Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.



38
6
Философские итоги романа. Смысл заглавия.

1
Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа
Уметь высказываться на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.
Сообщения учащихся, диалог.



39
7
Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

1
Уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворений.
Выразительное чтение.



40
8
Письменная работа по творчеству И.С.Тургенева
1
Выявить уровень знаний по творчеству И.А.Гончарова
Тестирование, развернутые вопросы





Н.Г. Чернышевский
3





41
1
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»
1
Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта
Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
Сообщение о поэте.




42
2
Урок-дискуссия. Разумна ли теория «разумного эгоизма»?
1
Уметь в процессе анализа определять особенности жанра композиции проблематику произведения роль художественных средств в раскрытии идеи произведения
Анализ эпизодов романа.



43
3
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
1
Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.





Н.А. Некрасов
9





44
1
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества


1
Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта.
Сообщение о поэте,
анализ стихотворений. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.).



45
2
Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка»).

1
Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Выразительное чтение.



46
3
«Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобивый поэт», «Вчерашний день, часу в шестом»).

1
Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.
Уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов Выразительное чтение.



47
4
Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и другие)
.
1
Уметь анализировать стихотворения.
Анализ стихотворений о любви.
Выразительное чтение.



48
5
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

1
Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.
Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей



49
6
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

1
Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Уметь характеризовать героев.
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.



50
7
«Пел он воплощение счастия народного»: философские итоги некрасовского эпоса.

1
Знать содержание поэмы.
Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.



51-52
8-9
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова
2
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.
 
Сочинение.





Зачёт №3 по творчеству И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова.

Знать тексты произведений И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.
Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы.






Ф.И.Тютчев
3





53
1
Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.
1
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.
Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.
Анализ философских и лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.



54
2
Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа», «Полдень», «Тени сизые смесились»).
Жанр лирического фрагмента в его творчестве.
1





55
3
Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).

1
Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать любовные лирические стихотворения.
Анализ любовных, лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.
 






А.А.Фет
4





56
1
А.А. Фет. Жизнь и творчество.


1
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.
Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер.
Сообщение о поэте. Анализ стихотворений.
Выразительное чтение.



57
2
Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта», «Учись у них – у дуба, у березы»).
1
Знать стихотворения о природе и человеке и понимать их.
Уметь анализировать стихотворения
Анализ стихотворений о любви.
Выразительное чтение.



58
3
Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад», «Я пришел к тебе с приветом»).
1
Знать стихотворения о любви и понимать их.
Уметь анализировать стихотворения о любви.
Анализ стихотворений о любви.
Выразительное чтение.



59
4
Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
1
Выявить уровень знаний по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.






Н.С. Лесков.
3





60
1
Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.
1
Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии




61-62
2-3
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
2
Знать образ праведников и злодеев
Уметь анализировать хар-р героя, делать сообщение о праведниках
Использовать знания для создания связного текста






М.Е.Салтыков-Щедрин
7





63
1
М.Е.Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.


1
Знать факты биографии писателя





64
2
«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

1
Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.
Уметь характеризовать образы градоначальников.
Характеристика образов градоначальников
Контрольные вопросы по творчеству писателя.



65
3
Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1





66
4
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»)

1
Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.
Уметь анализировать сказки, выявляя их проблематику.
Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.



67
5
Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь».

1





68-69
6-7
Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
2
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.
 
Сочинение.





А.К.Толстой
2





70
1
А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье», «Когда природа вся трепещет и сияет» и др.).
1
Знать факты биографии писателя, его творческий путь.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути, анализировать поэзию А.К.Толстого, находить фольклорные, романтические и исторические черты лирики.
Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.
Анализ стихотворений



71
2
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре» и др.).
1







Зачёт №4 «Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К.Толстого»
Знать стихотворения Ф.Тютчева,Ф.Фета,
произведения Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Толстого, основные теоретико-литературные понятия.
Уметь сравнивать, находить различное и общее в лирике поэтов.
Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопр.



72
1
Обобщающий урок за курс 10 класса
1






Заголовок 315