Статья на тему Формирование дружеских отношений в детском коллективе

Формирование дружеских отношений в детском коллективе

Главное задание воспитания - это выработка характера. Человека мы наиболее ценим не за ее знание, а за ее характер, - он больше всего весит в отношениях людей между собой, он дает возможность человеку постигнуть наивысшие моральные блага.
Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые происходили бы из моральных принципов гуманизма, - актуальна сегодня как в теории, так и на практике воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения, характеризуются дружественным сотрудничеством, взаимоуважением, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.
Актуальной эта проблема является и потому, что очень значимой для ребенка рядом со взаимоотношениями с родными есть дружба со сверстниками.
Теоретические основы воспитания у школьников дружественных отношений, выяснения их сути и условий формирования нашли отражение в трудах Л.Божович, С. Русовой, С. Шацкого и др.
Воспитанию дружественных отношений учащихся в коллективной творческой деятельности значительное внимание уделяли А.Богданов, В.Коротеева, Л.Нестеренко, Я.Романова, Л.Руднева, Н.Трофимова, М.Юрьева и др.
Младший школьный возраст как начальный этап социализации ребенка на уровне школы требует особого внимания. Именно с поступлением ребенка в школу становится возможным целенаправленное педагогическое воздействие на его личность.
В разных возрастных группах взаимоотношения дружбы имеют особенные черты, изучение которых важно для составления эффективных воспитательных программ. По-видимому, о началах дружбы в этом понимании можно говорить уже с появлением выборочности в детском общении. Психолог Л. В. Артемова пришла к заключению, которое у четырехлетних детей уже существует разделение одногодков на узкий и более широкий круг общения.
С того момента, как ребенок попадает в группу ровесников, ее индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно на основе опыта общения с ровесниками формируются моральные качества подрастающей личности, в первую очередь те, которые определяют ее отношение к людям.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается из его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в дошкольном заведении, а потом в школе.
Детям младшего школьного возраста следует помогать налаживать отношения со сверстниками. Значение такого общения очень велико: это общение равных между собой, где не должно быть жесткой регламентации и ограничения.
Воспитательное значение дружеских отношений достаточно большое. Общаясь, дети практически закрепляют и усваивают, что значит делать хорошо или плохо. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимательность, поделиться, уступить свой интерес ради друга - хорошо. Хитрить, обижать, скрывать, отступать от правил, жалиться, быть жадным - вызывает осуждение.
Тяга к дружбе появляется у 6-7-летних детей, они впервые сознательно выбирают товарища. Мотивация этого выбора развивается от несознательного общего поезда к совместной деятельности (обмен игрушками), от игровых («нравится играться вместе») к деловым мотивам («дружу, потому что она умеет интересно рассказывать», «красиво строим вместе»). Младшему школьнику свойственное моральное мотивирование выбора («он добрый», «справедливый», «она всегда всем помогает, ее все любят» и др.). В этот период дети начинают проявлять чувство взаимной ответственности, беспокойства друг о друге, об общих интересах, инициативу в предоставлении помощи. Одновременно с выборочными отношениями дружбы между детьми, которые воспитываются вместе, существуют и отношения дружбы - ответственности за общее дело, внимания друг к другу, чуткости, единства интересов.
Детей младшего школьного возраста следует объединять вокруг дела, которое их заинтересует, будет способствовать выявлению чувства удовольствия, доброты, сердечности. Большие возможности для таких дел существуют в игровой и коллективной деятельности.
В интересной жизни, наполненной событиями, общение детей приобретает особенное содержание. Очень важно в процессе общения детей помогать им устанавливать контакты с сверстниками: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, спокойно разговаривать.

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006.- С. 266.
2.Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.
3.Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 2009 Т.II. С. 403.
4.Майер, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2012. - 512 с.
5.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с
6.Матинова Н.А Творчество как универсальный путь развития личности / Н.А. Матинова // Классный руководитель 2004. - №2. - с.80-83.
7.Матюшкин А. М., Одаренные дети / Д. А. Сиск, А. М. Матюшкин // Вопросы психол. 2009. № 4. С. 88-97.
8.Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2010. С. 148.
9.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие / пер. с англ. - 8-е международное издание. - СПб.: Питер, 2009. - 624 с. : ил.
10.Реан А. А. Психология и педагогика. / Н. В Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.
11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие: В 2 кн. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.
12.Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2009.-С. 111-126.
13.Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.





13PAGE 15


13PAGE 14515