Открытое занятие по Развитию речи В гости к Лесовику


Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч-Щ 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука ЧЩ; 4) Научить произносить звук ЧЩ медленно, быстро; 5) Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей. Задачи: 1) Образовательные: Познакомить со звуком ЧЩ; 2) Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи, желание научиться правильно, произносить все звуки. 3) Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание и мышление 4) Закрепляющие: Закрепить навык произношения звука ЧЩ в слогах, словах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).
"Мой Язычок научился петь новую песенку, – начинает занятие воспитатель. – Послушайте: "Щ-щ-щ". Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)".
Дети произносят звук все вместе, затем только девочки (только мальчики, только Саша, Оля и т.д., 4–5 детей).
"Звук щ похож на знакомый нам звук ч . Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
Ащ-ащ-ащ – ач-ач-ач,
Ча-ча-ча – ща-ща-ща,
Ещ-ещ-ещ – еч-еч-еч.
Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения: "Девочки и мальчики прыгают как мячики".
А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак "Про все на свете"):
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
А сейчас очень-очень трудное задание. Надо услышать в слове звук щ и хлопнуть в ладошки: плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).
Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах): "Щи да каша – пища наша".
Если на обед сварены щи, целесообразно напомнить детям пословицу: "Где щи, тут и нас ищи".
Если останется время, следует познакомить дошкольников со стихами-перевертышами И. Сельвинского "Что правильно?"
Гречка
В печке,
Валенки
На завалинке? (Это правильно?)
Гречка
В валенке,
Печка
На завалинке? (Правильно? Не правильно?)Валенки
В печке,
На завалинке
Гречка? (Что не так?)
Валенки
В гречке,
Завалинка
В печке? (Что перепутано?)
Примечание. Вне занятий, напомнив детям стихотворение "Что правильно?", можно предложить им сочинить свои перевертыши, ориентируясь на следующие исходные строчки: "На горке каша, в кроватке Маша".
Тема: Дифференциация звуков Ч – Щ.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков, а чтобы занять место в вагончике нужно выполнить задание.
Игра с мячом «Один – много»: Я назову один предмет, а вы – много. Береза – много берез; ежик, лист, дерево, ветка, пень, заяц, капля, гнездо, ствол, волк, зверь.Молодцы, занимайте места, наш поезд отправляется.
II.  Основная часть.
1.Выделить часто встречающиеся звуки в словах:
Догадайтесь, с какими звуками будем путешествовать? Какие звуки встречаются в этих словах?
 Щетка, щука, ищу, мощный  ( - Щ)
 Чайка, чудо, дачка, плач  ( - Ч)
2. Звук –при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;
  Звук – Щ ( щеткой чистим одежду) –при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».
3. Вторая остановка  в стране великанов и гномиков.
Каждый предмет, попадая  в эту страну превращается в очень маленький или в очень большой.  Посмотрите на  части тела гномика и великана.  У гномика - ручка, а великана – ручища, нога  - ножища и т.д.Итог занятия.
Вот подошло к концу наше путешествие. Возвращаемся домой.  С какими звуками мы путешествовали сегодня? На каких станциях мы с вами побывали? Вам понравилось наше путешествие?