Ситуационные задания на уроках истории и обществознания как средство формирования и развития компетентностей школьников


МБОУ лицей им. В.Г.Сизоваучитель истории Щепилова С.Ю.
Ситуационные задания на уроках истории и обществознания как средство формирования и развития компетентностей школьников.
Скажи мне, я забуду, Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда.
(китайская пословица)
В свете модернизации системы образования на первый план ставятся такие цели обучения, как:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность к чужому мнению;
- умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Основное содержание курса истории – описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого – не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как извлекать информацию, как объяснять свою позицию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: работа с картой, с историческим документом и т.д. В то же время с тем или иным действием ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок. Поэтому учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического материала школьных курсов, а с другой – соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений. В целях развития навыков исследовательской деятельности школьников в основной школе, я на своих уроках применяю один из методов кейс технологии – ситуационные задания.
Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Его суть - обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Название технологии произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Самый распространенный – метод ситуационных задач (анализ ситуационных задач), поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Цели метода ситуационного анализа:
- развитие навыков анализа и критического мышления
- соединение теории и практики
- представление примеров принимаемых решений
- демонстрация различных позиций и точек зрения
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Например:
История России 6 класс, тема: «Русские княжества в период раздробленности: Русь перед выбором - восток или запад?». Учащимся предлагаются тексты, в которых содержится информация о событиях данного периода, характеристика исторических личностей, принятое решение о подчинении востоку. Задача: проанализировать ситуацию, объяснить, почему так поступил Александр Невский. Дать свою оценку, предложить свое решение.
История России 6 класс, тема: «Крещение Руси». Представь встречу князя Владимира и его послов, которым он поручил собрать все сведения о религиях. Составь разговор между ними, в котором они убеждают Владимира выбрать ту или иную веру. Попытайся объяснить, почему выбор пал именно на христианство православной традиции. Как ты считаешь, возможно ли было принятие другой веры и как могли бы разворачиваться события?
История Средних веков 6 класс, тема: «Крестовые походы». Учащимся предлагается следующая задача: «Ты – человек XXI века попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел».
История России 8 класс, тема: «Отмена крепостного права». Задача: «Проанализируй речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года и напиши письмо в газету о твоем отношении к реформе и о перспективах развития сельского хозяйства в России с позиции
А. крупного помещика Черноземья
Б. помещика Сибири
В. крестьянина
Г. западника»
Обществознание 8 класс: «Типы экономических систем». Задача: «Проанализируйте предложенные ситуации и определите, какой тип системы они характеризуют. Обсудите с одноклассниками предложенные вопросы и приведите аргументы и доказательства своей позиции.
1.Какой тип системы, по вашему мнению, наиболее прогрессивен?
2.К какому типу системы можно отнести современную Россию?
3.Какой тип системы наиболее приемлем для государства, находящегося в состоянии войны?
Обществознание 9 класс: «Право на образование». Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. «Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Ирина Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…»
· Какое право нарушено?
· На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
· Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);
· Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
· Кто обязан это сделать?
- Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?
Далее возможна ситуация ролевой игры «Прием в школу», где учащиеся могут побывать директором, родителем, учеником и т. д.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
- акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
- преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
- учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
- у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
- кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
- в жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
- достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.