М-К Русский язык. Изложение. Приём: Активное слушание (2класс)


Обучение изложению – активное слушание.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов письменных пересказов как целями так и методикой работы и предлагают более высокий уровень сформированности коммуникативных – речевых умений у младших школьников.
Особенностью творческих изложений является их целенаправленность на эмоциональный отклик учащихся, вступление с автором в диалог с помощью текста, даже некоторое соавторство.
В творческом изложении идет определенная переработка текста, его изменение или дополнение.
Проблема текста – это проблема его понимания. Как научить понимать? Достижение этой задачи зависит от ряда условий:
Создание установки. Я даю установку классу: «Включите воображение», «Постарайтесь мысленно представить», «Закройте глаза и представьте описываемое»
2.Способность сохранить в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать.
Основная роль в понимании текста принадлежит воображению. Не увидев мысленно картину,
созданную писателем, ученик не сможет ни понять, ни запомнить текст.
Тем более это характерно для тех ребят, у которых слаборазвитая оперативная память,
ограниченный запас слов, слабое умение строить связные предложения, участвовать в
диалоге, кто не умеет определять тему и главную мысль, представлять информацию в виде
связного ответа.
3.Извлечение информации из слова, словосочетаний, предложений, текста. В большой степени
Учителя работают над отдельным изолированным предложением, но не показывают, как их
следует соединять друг с другом. Эффективным в этой части является использование
«Текста – модели». Это образец, по которому можно построить аналогичное высказывание,
используя различные типы текста (описание, повествование, рассуждение). Работа над
текстом производится поэтапно:
анализ текста: определяется тема, основная мысль, количество предложений в тексте,
связь предложений в тексте представлена графически
пример № 1
Мой котенок.
У меня есть маленький друг. Это мой котенок Кузя. Кузя – очень красивый кот. Шерстка у него
Серая, а лапки белые. На груди у Кузи беленький галстук. Сам котенок пушистый, похожий на
маленький комочек. Усы у него белые длинные.
Особенно хорош кошачий хвост. Мой котенок – чистюля. Я очень люблю своего друга,
и он любит и ждет меня.
Таблица .1.Друг
2. Котенок Кузя.
3.Кузя кот.
4. У него.
5.У Кузи.
6. Котенок.
7.У него.
8.Кошачий.
9.Котенок.
10.Друг.
Составление текстов по предложенной модели: требования к соблюдению структуры и
средством связи(местоимения, описательный оборот, слова одной тематической группы:
(снегири, они, красногрудые гости, птицы).
Работа с текстом (самостоятельное) методы любые: составление по началу, работа сДеформированным текстом, составление текста по сюжетным картинкам, подбор надписей к сюжетным картинкам.
Конструирование текста – по этой модели путем расширения содержания предложений
входящих в его состав ( введение прилагательных, указание на время происхождения события, конкретизация событий, подбор имен действующим лицам)
Пример № 2
Береза .Под окном нашего старого дома растет березка. Весной ее ветви одеваются маленькими листочками. Первые листочки нежно-зеленые и клейкие. Ствол березы белый, с черными пятнышками. Он стройный и тонкий. Ветви березы гибки. Хороша наша береза весной! Мы любим и бережем ее.
Ход работы над конструированием текста:
Беседа по тексту (тема, основная мысль, тип повествовательного текста, строение предложения);
Работа над средствами меж фразовой связи (местоимения, повторяющиеся слова);
Работа над расширением тематического словаря. С этой целью работать можно по картинкам с изображением березы ( весной, летом),рассмотреть лист березы, послушать запись шелеста листвы, стихи поэтов о березе, составить словосочетания со словами, найти другие средства межфразовой связи (синонимы, описательный оборот, слова одной тематической группы).
Результат данного вида работы:
1.С помощью текста –модели усвоена структура текста.
2. Построено самостоятельно связное высказывание из нескольких (9-12) предложений.
3. Осознанно используются средства межфразовой связи.
4. Усвоен и применяется тематический словарь
При проведении творческих изложений эффективен прием прогнозирования текста. это способствует реализации коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию детей, что способствует проявлению их речевой активности, пробуждению к речевому высказыванию и в то же время активизирует мыслительную деятельность
Пример № 3
Работа над заголовком текста.
Медвежонок.
Маленький медвежонок упал с обрыва в воду. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принес беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвез его в лес.
Прогнозирование.
1.Работа над заголовком.
.
Как думаете о чем этот текст?
О ком тут рассказывается?
Что могло здесь произойти?
2 чтение текста
Наш прогноз подтвердился?
3.Работа с заголовком.
А как еще можно озаглавить этот текст?
У слабых учеников внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво. ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения, описанный выше, необходимо подчинить воспитанию культуры внимания. С этой целью я взяла прием активного слушания. О способах организации которого рассказала. Ученик одновременно с этим разовьет сою память, мышление, научится быстро запоминать и быстро воспроизводить большее количество слов и предложений; вовлекает детей в интересную игру « От слова к изложению, рассказу»
Алгоритм.
При сопровождении учеников:
Имей черновик и простой карандаш.
2.Начинай активно слушать с одного раза (записывай слова – памятки по ходу слушания, делай рисунки).
3.Закрой глаза и «включи воображение» , восстанови картинки, возникающие у тебя при чтении текста.
4.Из слов составь предложение.
5. Активно слушай второе чтение, внеси изменения, дополнения.
6.Составь устный пересказ.
7. Запиши на черновике, проверь.
Перепиши в тетрадь, проверь.
При самостоятельной работе учеников:
1 Прочти текст внимательно.
2 Ответь на вопросы: О ком этот текст? Чему учит? Как себе представляешь происходящее? Представь и опиши устно.
3Выдели ключевые слова.
4 Составь предложение с опорой на ключевые слова.
5 Составь устный рассказ.
6 Запиши на черновике, проверь
7 Перепиши в тетрадь, проверь.
Работая над этим алгоритмом, ученики выполняют несколько упражнений на развитие
памяти:
а) упражнение на словесную память;
б) упражнение «разрезанное предложение от слова к рассказу»;
в) «картинка – слово – рассказ»
Эти алгоритмы можно использовать на уроках литературы (составление плана, запись опорных слов при рассказе). Главное – нет боязни не справиться с работой над изложением, работа идет легко, так как меняются формы, развивается дисциплина, память, внимание, мышление.
Чтобы выработать алгоритм успешной работы над изложением я опиралась на традиционную схему и два пути, ведущие к активному слушанию: прием быстрого повторения и памятки.
Вы помните классическую схему обучения изложению:
читает учитель;
учащиеся составляют план ( или им предлагают готовый);
записывают опорные слова по памяти;
уч-ся устно излагают текст по плану;
работа в черновике;
и чтение текста повторно;
учащиеся, внося дополнения и изменения ,и записывают в тетрадь.
Для детей с неразвитой памятью и недостаточным вниманием – это ловушка. Потому что у этих детей есть барьер в общении. До школы этот барьер непонимания не позволил развить у них речь до нужных объемов. Это является существенным препятствием в деятельности учителя .так как мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью, а к концу обучения она должна достигнуть 3500-4000 слов.
,Для этих учеников я взяла прием активного слушания предполагающего использование слов – памяток. Детям с достаточной развитой памятью можно предложить рисование по ходу слушания ( развивает память, внимание, мышление ) Они быстро осваивают технику написания изложения, а потом активно переходят к написанию изложения с элементами сочинения и сочинению.
А учащиеся, имеющие фонетический барьер – этот прием оказался дополнительным. При первом чтении текста я подключила прием быстрого повторения слов и использование памяток. Памятки – это слова ,записанные по ходу слушания.
Вам предлагаю алгоритм.
Результаты:
Нет боязни не справиться с работой над изложением;
Работа идет легко, так как меняются формы;
Обучение изложению остается для учеников ответственным делом, они хотят добиться успеха;
Развивается дисциплина, память, внимание, мышление.
Развитие умений написанию изложения – процесс длительный, если сформируется навык работы по написанию изложений, то будет преодолим текст любой трудности, а ученик активным и независимым.