КТП по ОКМ 3 класс, Школа России


Календарно-тематическое планирование по «Окружающему миру»
Автор: А.А. Плешаков 3 класс (68 часов)
№ Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся Вид контроля Домашнее задание Дата Примечание
Раздел «Как устроен мир » 7 ч I ПОЛУ
ГОДИЕ
1 Природа
Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. 1ч - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 3 класса, с целями и задачами раздела;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
- работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задания к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; осуществлять самопроверку;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке текущий С.4-6 с.7 вопр. с.8 задания
С.7 №5-7 (р.т.) 2013г. 2 Человек
Человек – часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. 1ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить сходство человека и живых существ и отличие его от животных;
- различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;
- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать как возникают богатства внутреннего мира человека;
- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. текущий С.10-14. С.15 вопр. Задание1
С.10 №3,5 (р.т.) 3 Проект” Богатства, отданные людям”
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы 1ч В ходе выполнения проекта дети учатся:
- определять цель проекта;
- распределять обязанности по проекту в группах;
- собирать материал в дополнительной литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
- подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд;
- презентовать проект;
- оценивать результаты работы. текущий с.12-13 проект (р.т.) 4 Общество
Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о государстве. Мы – граждане России. 1ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять место человека в мире;
- характеризовать семью, народ, государство как часть общества;
- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
- сопоставлять формы правления в государствах мира;
- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. текущий С.18-22 С.23 вопр.
С.15 №3-5 (р.т.) 5 Что такое экология
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. 1ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
- работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке текущий С.23-27 с.28 вопр.1-4 С.18 №4 (р.т.) 6
Природа в опасности
Экскурсия в городской парк
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории. 1ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;
- работать в группе: сопоставлять примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу, рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;
- моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
- обсуждать, как каждый человек может помочь природе;
- работать с взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в природоохранной деятельности;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке текущий С.29-32 с.34 вопр.1-4 С.20 №4-6 (р.т.) 7
Обобщение знаний по теме”Как устроен мир “. Проверочная работа
1 ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- использовать знания по теме в новых условиях;
-работать в группах: систематизировать, обобщать, делать сообщения в устной форме;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Проверка знаний и умений Раздел «Эта удивительная природа » 18 ч 8

Тела, вещества, частицы
Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества 1ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
- классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких, газообразных веществ;
- наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;
- работать в группе: проверять с помощью учебника правильность проведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке текущий С.36-39 с.39 вопр.1-4 С.24 №4-5 (р.т.) 9 Разнообразие веществ
Химия – наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди 1ч - Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить;
- наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
- работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;
- работать со взрослыми: различать сахар, крахмал по характерным признакам; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке практическая работа С.41-44 с.45 вопр.1-4 С.25 №1 (р.т.) 10 Воздух и его охрана
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- анализировать схему с целью определения состава воздуха;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
- работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.46-49 с.50 вопр.1-5 С.29 №5-6 (р.т.) 11 Вода
Вода как вещество. Значение воды для жизни на земле. Свойства воды 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради;
- работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;
- работать с взрослыми: проводить мини-исследования об использовании питьевой воды в семье;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке практическая работа С. 51-54 с.54 вопр.1-4 С.32 №5-7 (р.т.) 12 Превращения и круговорот воды
Три состояния воды. Круговорот воды в природе 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;
- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя;
- работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с её помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать круговорот воды в природе, осуществлять взаимопроверку
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 55-57 с.58 вопр.1-4 С.34 №4-5 (р.т.) 13 Берегите воду
Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду;
- работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и рассказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;
- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе.
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 59-62 с.63 вопр.1-5 С.35 №2-3 (р.т.) 14 Что такое почва
Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
- высказывать предложения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
- анализировать схему связей почвы и растения;
- обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
- характеризовать
- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;
- обсуждать рассказ “Уважайте жизнь дождевого червя” из книги “Великан на поляне “
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке практическая работа С. 64-66 с.67 вопр.1-4 С.38 №4-5 (р.т.) 15 Разнообразие растений
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
-знакомиться с группами растений по материалам учебника;
- работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться с понятием “виды растений “; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
- приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
- используя книгу “Зелёные страницы“ подготовить сообщение об одном из видов растений
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 69-73 с.73 вопр.1-2 С.41№3 (р.т.) 16 Солнце, растения и мы с вами
Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
- моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 74-76 с.77 вопр.1-2 С.44№4 -5 (р.т.) 17 Размножение и развитие растений
Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;
- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
- характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке практическая работа С. 78-80 с.81 вопр.1-5 18 Охрана растений
Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
- обсуждать материалы книги “Великан на поляне“ с целью выяснения правил поведения человека в природе;
- оформлять памятку ”Берегите растения“;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 82-84 с.85 вопр.1-4 С.48№5,7 (р.т.) 19 Разнообразие животных
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,насекомые,рыбы,земноводные,пресмыкающиеся,(рептилии),птицы,звери(млекопитающие).Виды животных. Зоология – наука о животных. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
- приводить примеры животных разных групп;
- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;
- обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;
- работать с электронным приложением к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С. 87-92 с.92 вопр.1-3 С.53№4 (р.т.) 20
Кто что ест?
Проект ”Разнообразие природы родного края”
Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цели питания. Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать животных по типу питания;
- приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать схемы цепей питания;
- характеризовать защитные приспособления растений и животных;
- обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цель и этапы работы;
-распределять обязанности;
-совместно с взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
-составлять и презентовать «Книгу природы родного края» текущий С.94-97
с.96 в.
С.46 №6 (р.т.) 21 Размножение и развитие животных
Размножение и развитие животных разных групп 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать животных разных групп по способу размножения;
- моделировать стадии размножения животных разных групп;
- рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
- обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.100-105
С.104 в.
С.50 №4-5 (р.т.) 22 Охрана животных
Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира 1ч -- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
- с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
- обсуждать меры по охране животных;
- обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
- с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;
- создать книжку-малышку «Береги животных»;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.106-111
С.109 в.
С.52-54 (р.т.) 23 В царстве грибов
Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьев. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники 1ч -- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать строение шляпочных грибов;
- с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
- обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
- моделировать различие грибов-двойников;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.112-116
С.116 в.
С.55 №4(р.т.) 24
Великий круговорот жизни
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: Производители,
разрушители, потребители. Роль почвы в круговороте веществ 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
- моделировать круговорот веществ в природе;
- рассказывать о круговороте веществ на Земле;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.118-120
С.120 в. 25 Обобщение знаний по теме”Эта удивительная природа“. Проверочная работа
1 ч - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- использовать знания по теме в новых условиях;
-работать в группах: систематизировать, обобщать, делать сообщения в устной форме;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Проверка знаний и умений Раздел «Мы и наше здоровье » 10ч 26 Организм человека
Анатомия, физиология и гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система 1ч -- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
- анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
- практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.122-124
С.124 в.
С.58 №3(р.т.) 27 Органы чувств
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
- распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
- формулировать правила гигиены органов чувств;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.126-129
С.129 в.
28 Надёжная защита организма
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- практическая работа: изучить свойства кожи;
- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
- работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
- подготовить рассказ об уходе за кожей;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.130-133
С.133 в. 29 Опора тела и движение
Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
- раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
- следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
- выполнять физкультминутки;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.134-137
С.137 в. 30
Нише питание.
Питательные вещества необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся.
Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. 1ч
- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- моделировать строение пищеварительной системы;
- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
- обсуждать правила рационального питания;
- составлять меню здорового питания;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке ; С.138-141
С.141 в.
С.65 №5 31 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Проверка знаний и умений. - выполнять тесты с выбором ответа;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Проверка знаний и умений 32 Наши проекты.: “ Школа кулинаров”
Экскурсия в школьную столовую.
Подготовка к выполнению проекта: Знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания
- - составлять меню здорового питания;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке ;
- готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» текущий Проект по теме урока II ПОЛУ
ГОДИЕ
33 Дыхание и кровообращение
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Пульс и его частота 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;
- характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
- моделировать строение дыхательной системы;
- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
- моделировать строение кровеносной системы;
- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
- практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
- работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.144-146
С.146 а. 2014 г. 34 Умей предупреждать болезни
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать факторы закаливания;
- формулировать правила закаливания;
- составлять памятку по закаливанию;
- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
- работать с терминологическим словариком;
- регулярно проводить закаливание своего организма;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.147-149
С.149 в. 35 Здоровый образ жизни Обобщение знаний по теме”Мы и наше здоровье“. Проверочная работа
Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни школьников. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проверка знаний и умений С.150-153
С.153 в. Раздел «Наша безопасность » 8 ч
36 Огонь, вода и газ
Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в
1- 2 классах;
- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
- работать с терминологическим словариком ;
- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
текущий С.4-7
С.7 в.
С.4 №4(р.т.) 37
Чтобы путь был счастливым
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;
- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
- выполнять тесты с выбором ответа о правильном/ неправильном поведении на улице и в транспорте;
- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.8-13
С.13 в. 38 Дорожные знаки
Экскурсия по городу
Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса 1 ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;
- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;
- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; С.14-17
С.8-11 (р.т.) 39
Проект «Кто нас защищает»
1ч текущий Приготовить проект. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети учатся:
- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
- интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;
- оформлять собранные материалы в виде стендов. Альбомов и т.д.
- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности 40 Опасные места
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, в лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
- обсуждать опасности в доме и вне его;
- работать с взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.20-24
С.24 в.
С.13 №3 (р.т.) 41 Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать опасности природного характера;
- находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;
- обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;
- характеризовать правила гигиены при общении с дом. животными;
- отличать гадюку от ужа;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.25-30
С.30 в.
С.15-17 №4, 6,7 (р.т.) 42 Экологическая безопасность
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- анализировать по схеме цепь загрязнения;
- приводить примеры цепей загрязнения;
- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
- практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.31-36
С.36 в.
С.20 №6 (р.т.) 43 Обобщение знаний по теме ”Наша безопасность“. Проверочная работа
1 ч Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- использовать знания по теме в новых условиях;
-работать в группах: систематизировать, обобщать, делать сообщения в устной форме;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Проверка знаний и умений Раздел «Чему учит экономика » 12 ч 44 Для чего нужна экономика
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей -главная задача экономики. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
- различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
- характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
- работать с терминологическим словариком;
- работать с взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.38-41
С.41 в.
С.24 № 8(р.т.) 45 Природные богатства и труд людей – основа экономики
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
- раскрывать роль науки в экономическом развитии;
- работать со взрослыми: роль профессий родителей в экономике;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
текущий С.42-45
С.45 в.
46 Полезные ископаемые
Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;
- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
- выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);
- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;
- работать с терминологическим словариком;
- работать с взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке тестирование С.46-50
С.50 в.
С.29 №7-8(р.т.) 47 Растениеводство
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;
- практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
- различать и классифицировать культурные растения;
- определять с помощью атласа-определителя культурные растения;
- характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;
- выявлять связь растениеводства и промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- исследовать какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;
- работать с взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.51-54
С.54 в.
С.31 № 5-6(р.т.) 48 Животноводство
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние с/х животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних с/х животных , их роль в экономике. Труд животноводов. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;
- классифицировать домашних с/х животных;
- характеризовать роль разведения с/х животных в экономике и труд животноводов;
- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- исследовать какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
- работать с взрослыми: интервьюировать работников животноводства;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий викторина С.56-59
С.59 в.
С.33-34 № 5-6 (р.т.) 49 Какая бывает промышленность
Промышленности как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
- соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
- характеризовать труд работников отраслей промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- работать с взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности , какие крупные предприятия в регионе;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.60-63
С.63 в.
С.37 №5-6(р.т.) 50 Проект «Экономика родного края»
Экскурсия на промышленное предприятие города.
1ч В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать информацию об экономике своего родного края;
- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;
- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;
- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы текущий Приготовить проект. 51 Что такое деньги
Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа);
- моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
- раскрывать роль денег в экономике;
- различать денежные единицы разных стран;
- практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.67-70
С.69 в.
С.39 № 3-4(р.т.) 52 Государственный бюджет
Понятие о госбюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать госбюджет, его доходы и расходы;
- определять, люди каких профессий получают зарплату из госбюджета;
- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.71-74
С.74 в.
С.41 № 4(р.т.) 53 Семейный бюджет
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важные;
- моделировать семейный бюджет;
- работать терминологическим словариком;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.75-78
С.78 в.
С.42 № 3-4(р.т.) 54
Экономика и экология
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;
- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окр. среду;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
- обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
- моделировать экологические прогнозы;
- работать с терминологическим словариком;
- работать с взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.79-84
с.84 в.
С.44 №4(р.т.) 55 Обобщение знаний по теме ”Чему учит экономика“. Проверочная работа
1 ч Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- использовать знания по теме в новых условиях;
-работать в группах: систематизировать, обобщать, делать сообщения в устной форме;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на ур Проверка знаний и умений Раздел «Путешествия по городам и странам » 13 ч 56
57
58 Золотое кольцо России (3ч)
Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
- узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
- моделировать маршрут Золотого кольца, используя фото достопримечательностей, сувениры и т.д.;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- с помощью интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.86-91
С.47 №3,5
С.86-96
С.96 в.
С.49 №7-8
59 Проект «Музей путешествий»
Экскурсия в краеведческий музей города.
Подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы 1ч В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать экспонаты для музея (фото, открытки, значки), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
- оформлять экспозицию музея;
- готовить сообщения (экскурсии по музею);
- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов текущий Приготовить проект. 60 Наши ближайшие соседи
Государства, граничащие с Россией, их столицы 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, и страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащие с Россией;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.100-105
с.104 в.
С.53 №5(р.т.) 61 На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, гос.языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
- соотносить государства и их флаги;
- узнавать по фото достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;
- составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
- работать с взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.108-117
С.117 в.
62 Что такое Бенилюкс
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фото;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- используя доп. литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;
- работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран Бенилюкса;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.118-124
С.124 в.
Придумать вопросы для викторины 63 В центре Европы
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
- узнавать и описывать достопримечательности стран по фото;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику;
- моделировать достопримечательности из пластилина;
- работать с взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран центра Европы;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.125-131
С.130 в.
Приготовить сообщение по теме. 64 По Франции и Великобритании (Франция)
Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, достопримечательности, знаменитые люди 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
- составлять вопросы к викторине о Франции;
- описывать достопримечательности Франции по фото;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- используя доп. литературу, интернет, находить несколько интересных фактов о Франции;
- работать с взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.1320141
С.141 в.
Найти интересные факты о Франции и Англии 65 На юге Европы
Греция, Италия, их местоположение на карте, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
- составлять вопросы к викторине о Греции и Италии;
- описывать достопримечательности стран по фото;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- используя доп. литературу, интернет, находить несколько интересных фактов о странах;
- работать с взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.142-148
С.148 в. Придумать вопросы для викторины 66 По знаменитым местам мира
Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж - Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) 1ч - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной , в которой они находятся;
- обсуждать цели международного туризма;
- работать с картой;
- описывать по фото изучаемые достопримечательности;
- находить в доп..литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке текущий С.149-153
С.153 в.
Приготовить сообщение о замечательном месте на Земле 67 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Формирование адекватной оценки своих достижений 1ч - выполнять тесты с выбором ответа;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Проверка знаний и умений 68 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч)
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений 1ч - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся текущий