Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему Мир звуков. Звуки речи.


Тема: Мир звуков. Звуки речи.
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;- познакомить с органами артикуляционного аппарата.2. Коррекционно-развивающие:- развитие речевого слуха;- развитие неречевого слуха;- развитие слухового внимания, памяти;- развитие просодики;- развитие мелкой и общей моторики.3. Воспитательные:- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;- развивать коммуникативную функцию речи.Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.Ход занятия.I. Организационный момент.ПсихогимнастикаПосмотрите на эти лица.Детям показываются пиктограммы.Какие они разные!Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.II. Основная часть.1. Сообщение темы занятия.Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.2. Развитие слухового внимания.Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.Проводится игра «Молчанка».Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)
3. Знакомство с термином «речевой звук».Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».Где-то собаки рычали: Змеи в лесу шипели:- Р-р-р! - Ш-ш-ш!В стойле коровы мычали: А комары все пели:- Мммуу! - Ззз!В комнате мухи жужжали: Непоседа мячик днем и ночью - Жжж! Успокоиться не хочетМимо машины бежали: - Пам! Пам!- Тррр! Куклы кашляют в постели – Гудели от ветра все провода: Днем мороженное ели:- Зззнь! - Кхх! Кхх!Капала в кухне из крана вода:- Динь!Перекликались в ночи поезда:- Ууу! Ууу!Листья на ветру шумели:- Тсс!- Как перекликались поезда? (Ууу!).- Как кашляли куклы?Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.Физминутка.Аист.Аист, (Дети стоят на одной ноге)Аист длинноногий, (Руки на поясе)Покажи домой дорогу.Аист отвечает:Топни правой ногой,Топни левой ногой,Снова правой ногой,Снова левой ногой,Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)
4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.Лисонька запела: А-А-А.
Зайка: О-О-ОВолк: У-У-У.Мишка: Ы-Ы-Ы.Белочка: И-И-И.Ежик: Э-Э-Э.Давайте споем вместе с ними.Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.Звуки речи звучат по-разному:Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)П-П-П, Т-Т-Т (тихо)Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)(Дети произносят звуки).5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей.)Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).Наш рот – домик звуков.В каждом домике есть дверь и даже не одна.Первая дверь – губы.Вторая дверь – зубы.Произнесите звук [п]-[п]-[п]. Этот звук мы произносим губами.Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)III. Итог.Какие звуки мы сегодня слушали?Какие звуки мы произносили?Что нам помогает произносить звуки?