План-конспект урока по информатике в 5 классе по учебнику «Информатика и ИКТ (ФГОС)» Л.Л. Босовой

План-конспект урока по информатике в 5 классе
по учебнику «Информатика и ИКТ (ФГОС)» Л.Л. Босовой
Учитель информатики: Шишкина Ольга Дмитриевна
Тема урока: Кодирование информации. Метод координат. (2 урок в разделе «Кодирование информации»)

Цели урока: 
Образовательные:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;
научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, логического мышления;
развивать познавательный интерес у учащихся, уверенность в собственных силах, интерес к информатике как к науке;
развивать творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся умение работать самостоятельно;
способствовать формированию у учащихся личностных компетенций.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Продолжительность: 1 урок (40 мин.)

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, практическая работа.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный (фронтальная беседа), наглядный, практический.

Программное обеспечение: адаптированная учителем презентация к уроку (Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (к учебнику Л. Босовой 5 класс) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) , электронный практикум «Координатная плоскость».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Интерактивное задание «Графические диктанты и Танграм» (170378).

Технические средства обучения: ПК учителя, интерактивная доска, ПК обучающихся.
Этапы урока:
Организационный этап – 1 мин.
Обсуждение домашнего задания – 2 мин.
Повторение пройденной темы – 5 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Закрепление материала – 7 мин.
Групповая работа – 5 мин.
Практическая работа – 7 мин.
Домашнее задание –1 мин.
Подведение итогов урока, рефлексия – 2 мин.

Ход урока.
Организационный этап:
Приветствие учащихся и контроль посещаемости.

Проверка домашнего задания:
Обсуждение возможных затруднений в ходе выполнения творческого домашнего задания.

Повторение пройденной темы: Повторить основные понятия: Код и кодирование (Слайд 2).
Перечислить основные способы кодирования информации (Слайд 3).

Изучение нового материала:
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним способом кодирования информации, методом координат. Научимся представлять информацию с помощью системы координат.
Любая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них вы рассматривали на уроках математики. Скажите, как она называется? (Рис. Числовой оси на Слайде 4).
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Она названа в честь французского математика Рене Декарта (фото математика на Слайде 4) прямоугольной декартовой системой координат.
Декарт предложил использовать числа для определения местоположения точки на листе. Для этого нужно начертить две оси. Горизонтальная ось называется – ось ОХ, вертикальная ось – ось ОУ. Место пересечения осей ОХ и ОУ называется началом координат и обозначается цифрой 0. На каждой оси выберем единичный отрезок. Мы получили так называемую прямоугольную систему координат. Внимание! Деления наносятся тоже строго по линиям клетки тетради. Затем деления нумеруются, начиная с нуля 0,1,2,.. Затем ставим точку на плоскости.
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой адрес – координаты (х,у). Первая координата – это число на оси ОХ, вторая – число на оси ОУ. Чтобы определить координаты точки, надо от начала координат сначала «пройти» вправо по оси ОХ нужное количество единичных отрезков, а затем – вверх (анимация Слайд 4).
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY) (анимация Слайд 4).
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
Давайте попробуем отметить на координатной плоскости точки А(4,1), В(4, 2),С(1, 2), D(4, 5), E(2, 5), F(4, 7),G(3, 7), H(5, 9), I(7, 7), J(6, 7), K(8, 5), L(6, 5), M(9, 2), N(6, 2), O(6, 1). Проходит работа с интерактивной доской. Каждый обучающий пробует поставить точку на координатной плоскости (Слайд 5). Затем соединим полученные точки отрезками: A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O-А. Ребята совместно с учителем пытаются сделать вывод о проделанной работе. Вывод: Произошло изменение формы представления информации из числовой в графическую.

Закрепление материала: Теперь каждый из вас, ребята, попробует раскодировать графическую информацию, закодированную с помощью метода координат. Проходит самостоятельная работа в тетради (задание №99 (1,3)) Если возникают вопросы, поднимаем руку, я подойду. Время работы ограниченно. 8 минут.
Несколько учеников с помощью интерактивной доски решают эти же задания на тренажёре «Координатная плоскость».
Групповая работа: Ребятам предлагается разбиться на группы и выполнить творческое задание. Учитель раздает листочки, на которых изображены координатные плоскости. (Приложение 1) Каждая группа должна произвести следующие действия:
Расставить точки на координатной плоскости;
Соединить их в произвольный прямоугольник;
Написать координаты точек и их порядок следования;
Обменяться координатами, выписанными на отдельном листочке, с другой группой;
Восстановить рисунок другой группы по этому коду;
Сравнить результаты, найти и объяснить возможные искажения при декодировании.
Практическая работа:
А теперь встаем со своих мест. И отправляемся за компьютеры, где вас ждет интересное задание, где вы в программе «Графические диктанты и Танграм» попробуете построить изображение по имеющимся координатам. После чего необходимо будет собрать танграм на основе этого изображения, используя простейшие многоугольники.
Задание на дом. Выполнить упражнение №99(5,6). Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.
Подведение итогов, рефлексия:
- Назовите, какой способ кодирования информации мы с вами изучили?
- Что такое координата?
- Где в жизни мы встречаемся с координатами? (Слайд 6)
- Всем спасибо за урок! Удачного дня!









Частное учреждение – общеобразовательная организация
«Международная школа «Источник»


Ульяновск, 2016