3 d моделирование в 3ds Max


Рабочая программа
«3-D моделирование»
7 класс 35 учебных недель, 1 час в неделю, 35 часов в год,
8 класс 35 учебных недель, 1 час в неделю, 35 часов в год,
Разработал: Сишненко А.А.,
Учитель ОБЖ.,
Педагог дополнительного образования
2015-2016 учебный год
Репьевка - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Требование к знаниям, умениям………………………………………………………………..7
Учебно-тематический план 1 год обучения……………………………………………………8
Календарно-тематическое планирование. ………………………..……………………………9
Учебно-тематический план 2 год обучения…………………….………………….....………11
Календарно-тематическое планирование. ……………………………………………………13
Учебно-тематический план 3 год обучения……………………………………..……………15
Календарно-тематическое планирование. ……………………...….…………………………16
Литература……………………………………………………...……………………………….18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительное развитие технологий в последнее десятилетие привело к такому же быстрому росту в области компьютерной техники и программного обеспечения. Еще совсем недавно незначительный по сегодняшним меркам эпизод из фильма, созданный при помощи спецэффектов, вызывал бурю восторга и обсуждений. Сегодня спецэффектами в кино и на телевидении никого не удивишь. Они стали обыденным явлением благодаря массовому распространению программ создания компьютерной графики и, в частности, трехмерного моделирования. Программы трехмерной графики - самые интересные по своим возможностям и сложные по освоению приложения.
Современных детей сейчас очень трудно чем, то удивить и заинтересовать особенно в компьютерной индустрии. Но когда они сами с помощью программ по 3d моделированию могут создавать 3d модели различных объектов, сооружений, героев игр и т.д. в них «просыпается» творец, который в последующем поможет им с выбором профессии.
Так, как внеурочная деятельность во всех формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального развития, способствует изучению новых компьютерных технологий, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
То целью данной программы является сформировать представления о 3d технологиях в обучении учащегося.
Одно из лидирующих мест среди таких программ занимает 3ds Max. В силу своих уникальных возможностей и доступности в освоении эта программа сегодня имеет наибольшее количество поклонников, как среди любителей, так и среди профессионалов. Так, как она помогает увидеть конечный вариант проекта задолго до того, как он будет воссоздан. Пожалуй, осталось очень мало сфер деятельности человека, связанных с трехмерной графикой, в которых не используется 3ds Max. Ее активно применяют для создания игр и фильмов, в архитектуре и строительстве, в медицине и физике, а также во многих других областях.
Чтобы достичь данной цели, программа предусматривает решение следующих задач:
1. Дать основные знания по 3d моделированию, обучить необходимым навыкам и умениям работы в программе 3ds Max.
2. Развить творческие способности, теоретические и практические знания, умения и навыки, необходимые для создания 3d модели.
3. Воспитать выпускника готового идти в технические профессии.
Содержание программы предполагает освоение детьми основ по 3d моделированию, на основе программы 3ds Max. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив, возрастных и психологических особенностей обучающихся. Особенностями данной программы является ее многополярность. Занятия проводятся как со всей группой, делая общий проект, так и индивидуально, по мере роста опыта занимающихся и их специализации. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов, определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности группы.
Выполнение программы рассчитано на три этапа и предусматривает комплексное воспитание. В ней могут принять деятельное участие учащиеся 7-11 классов, студенты, работающая молодежь. Приобретенные знания, умения и навыки по 3d моделированию, на основе программы 3ds Max помогут определится в выборе будущей профессии.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 3 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения однолетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 70 часов для первого года обучения и в последующем может быть увеличена по необходимости для второго и третьего, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Основанием для перевода воспитанников на следующий этап обучения является положительный результат собеседования, проектной деятельности на каждом этапе обучения.
Основания для отчисления - не желание ребенка выполнять требования педагога, нарушение техники безопасности, систематические пропуски без уважительной причины.
Первый (подготовительный) этап рассчитан на один год обучения.
Цель этапа - увлечь воспитанников 3d моделированием.
Задачи - привить увлеченность к занятиям, дать начальные знания по 3d моделированию, помочь ребенку влиться в коллектив.
Работа на первом этапе приводит к формированию устойчивых представлений о 3d моделировании. Программа первого года обучения рассчитана на детей 13-15 лет. Это дети с неустойчивым интересом, с не сформировавшимися взглядами, с общими базовыми знаниями в объеме неполного среднего образования. Специфика первого этапа - пробуждение интереса к приобретению новых знаний и умений. Задача первого этапа выявить индивидуальные склонности детей к определенному роду деятельности. Количество учащихся в группе от 6 до 12 человек. Режим работы - два занятия в неделю. Группы комплексные, постоянные на всех годах обучения. Ограничений при приеме в группу первого года обучения для здоровых детей нет, принимаются все желающие дети (для детей с нарушениями зрения необходима справка от врача).
Учебно-воспитательной процесс начинается с практических занятий, где требования техники безопасности при занятиях за компьютером, ограничивают количество детей.
Второй этап (второй год обучения) - предусматривает, углубленное изучение ранее пройденного материала. В нем участвуют дети, освоившие первый этап обучения и дети, способны ускоренно освоить подготовительный этап по разработанным методическим пособиям. Со второго года обучения начинается введение в специализацию. Количество учащихся в группе -10 человек. Оптимальный режим работы - два занятия в неделю,
Цель этапа - развить познавательный интерес детей, научить самостоятельности.
Задачи этапа - сохранить увлеченность к занятиям, дать более глубокое понимание пройденного материала. Разделение детей по специализациям (архитектура, дизайн, инженерия).
Третий этап - предусматривает подготовку выпускников технических и творческих специальностей, выработку личностных качеств. Обучение проходят воспитанники от 15 лет и старше, освоившие второй этап обучения. Работа на третьем этапе формирует навыки преодоления трудностей при разработки больших проектов, обучает поиску и анализу необходимой информации, работе со специальной литературой. Количество учащихся в группе - 8 человек. Оптимальный режим работы два раза в неделю по два часа.
Цель этапа - закрепить интерес к 3d моделированию, для этого воспитанникам рекомендуется выполнить технически сложный проект:
Проект здания;
Проект по ландшафтному дизайну,
Проект по интерьеру здания;
Проект по моделированию технических моделей, частей и агрегатов;
Проект по анимированнию.
Задачи этого этапа - развить увлеченность выбранной областью занятий, определиться с выбором специализации.
Обучение по программе проводится в форме теоретических и практических занятий, с привлечением дидактических материалов. У учащихся воспитываются умения и навыки самостоятельного принятия решений, и умению отстаивать свой проект. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и презентации проектов. При проведении презентации проектов привлекаются эксперты по различным видам деятельности.
К программе разработано календарно - тематическое планирование.
В программе используются все традиционные методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, алгоритмический, эвристический и проблемный. Методы обучения включают в себя постановку и решение познавательных задач, выполнение тренировочных упражнений, заданий, ролевые игры, конкурсы, защита проектов, что и предусматривается в программе.
Для реализации программы используется (в расчете на одну учебную группу) Оборудование и материалы:
Наличие кабинета с мебелью для теоретических и практических занятий.
Технические средства обучения: Компьютер 5 шт.,3d принтер, проектор, интерактивная доска, 3d сканер, 3d ручка, интернет ресурсы, раздаточный материал «инструкции по 3d моделированию и работе в программе 3ds Max.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ
Знания Умения
учащийся 1 года обучения должен
Основы интерфейса программы 3ds Max
Основные модификаторы программы 3ds Max
Построение этапов проекта Выполнять правила техники безопасности
Уметь устанавливать параметры фигур
переводить единицы измерения
применять модификаторы
распечатывать на 3d принтере
пользоваться 3d ручкой
учащийся 2 года обучения должен
Интерфейс программы 3ds Max
модификаторы программы 3ds Max
Построение этапов проекта Выполнять простые проекты по выбранной специализации.
Защищать свои проекты
учащийся 3 года обучения должен
Специфику выбранной специализации
Построение этапов проекта Уверенно пользоваться программой 3ds Max
Уметь быстро ориентироваться в выборе информации
Защищать свои проекты перед экспертами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Тема программы Кол-во часов Теория Практика
1 Вводный цикл 1 1 2 Интерфейс программы 3ds Max 2 2
3 Примитивы 5 1 4
4 модификаторы 33 1 32
6 Материалы и освещение 5 1 4
7 Подготовка проекта 21 1 20
8 Защита проектов 3 3 Всего 70 8 62
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
Тип урока Кол-во часов Элементы содержания Сроки
Вводный цикл
1 Техника безопасности на занятиях по 3d моделированию.что такое 3d модель? Интерфейс программы 3ds Max
2 Интерфейс 3ds max. Освоение интерфейса 3d studio max. 3 Горячие клавиши 3ds Max Освоение Горячих клавиш 3ds Max Примитивы
4 Что такое примитивы? Примитивы программы 3ds Max 5 Простые примитивы Построение трехмерного объекта из библиотечных примитивов. 6 Улучшенные примитивы Построение трехмерного объекта из библиотечных примитивов. 7 Изменение параметров Построение трехмерного объекта из библиотечных примитивов. 8 Создание модели объекта - парты Построение трехмерного объекта из библиотечных примитивов. Модификаторы
9 Зачем нужны модификаторы? 10 Shell Данный модификатор выдавливает, придает объем, можно использовать на сплайны и любые другие объекты. 11 Twist Скручивает поверхность по заданной оси, возможно изменить центр скручивания 12 Symmetry
Создает плоскость относительно которой объект отразится. Плоскость передвигается в любом направлении. 13 TurboSmooth Сглаживание поверхности с заданной силой. 14 Relax Избавляет поверхность от острых углов, работает схоже с TurboSmooth и Spherify. 15 Spherify Этот модификатор превращает любой объект, если это возможно в сферу. Задается процент сферизирования. 16 Noise
Создает шумы или неровности. Задается Scale (размер) и деформация по осям. 17 FFD (box\cyl)
Создает редактируемую сетку вокруг объекта. Поверхность плавно принимает форму сетки. 18 HSDS Позволяет создавать слои сглаживания для отдельных групп полигонов. 19 Lattice Создает «клетку» из ребер поверхности. На месте точек можно создать сферы заданного диаметра. 20 Lathe Проворачивает выбранный сплайн вокруг оси «Axis» образует поверхности с симметрией вращения 21 Sweep Протягивает одну из предложенных в модификаторе форм вдоль сплайна и образует поверхность, возможно изменять параметры формы и угол сечения. 22 Melt
Имитирует "плавление" , возможность выбрать материал плавления (лед, стекло, желе) и степень "расплавленности" 23 Wave Задается амплитуда "волны" по горизонтали и вертикали. Объект деформируется 24 Stretch
Простой модификатор, объект сужается как бы по "талии" и вытягивается в высоту. 25 Taper
Так же простой модификатор, редко его использую, делает собственно следующее вытягивает и сужает по всем сторонам 26 Bend
Модификатор изгибает поверхность под заданный угол. Можно передвигать центр изгиба. 27 Poly Изменяет форму и делает различные изменения в объекте Материалы и освещение
28 Общие сведения по работе с материалами и освещение в 3ds max 29 Текстуры Использование текстур при работе с материалами. 30 Bump карта Использование bump карты при работе с материалами.31 Источники света Работа с источниками света в 3ds max 32 Создание сцен Создание освещения в сцене с помощью источника Skylight. Подготовка проекта
33 Подготовка проекта Защита проектов
34 Защита проектов 35 Подведение итогов УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Тема программы Кол-во часов Теория Практика
1 Вводный цикл 2 1 1
4 модификаторы 3 1 2
6 Материалы и освещение 2 1 1
7 Подготовка проекта 25 1 24
8 Защита проектов 3 3 Всего 35 7 28
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
Тип урока Кол-во часов Элементы содержания Сроки
Вводный цикл
1 Техника безопасности на занятиях по 3d моделированию.что такое 3d модель? 1 2 Интерфейс 3ds max 1 Модификаторы
3 Зачем нужны модификаторы? 1 4-5 Применение модификаторов к различным фигурам 2 Использование модификаторов при работе с материалами. Материалы и освещение
6 Текстуры Использование текстур при работе с материалами. 7 Создание сцен Создание освещения в сцене с помощью источника Skylight. Подготовка проекта
8-32 Подготовка проекта Защита проектов
33-34 Защита проектов 35 Подведение итогов