Рабочая программа Рабочая программа по литературному чтению на 2016-2017 учебный год


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Романовка
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Рассмотрена и принята
на заседании МО
_______/ИксановаЭ.Ф./ Протокол № 1
от «29» августа 2016 г.
Согласовано
ЗД по УВР ___________/Бунковская О. Н./
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ
д. Романовка
________/Кузнецова О.А./
Приказ №117 от «30» августа 2016 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2016-2017 учебный год
4 класс
Количество часов: всего 140 часов. В неделю 4 часа


Рабочую программу составил: учитель начальных классов
Иксанова Эльвира Файзуловна
Рабочая программа курса по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 06.10.2009 №373, на основе авторской программы Э.Э.Кац («Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (УМК «Планета Знаний»): изд–во «Астрель», Москва, 2009) ( базовый уровень), учебного плана МОБУ СОШ д. Романовка на 2016-2017 учебный год
В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ д. Романовка на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год.
Реализация учебной программы обеспечена учебником Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч., 2014г. (сост. Э. Э. Кац.) изд-во «Астрель» – включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.); находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе
Содержание учебного предмета
Мифы (8 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (16 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (12 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (21 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (8 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле (10 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина»
О прошлом Родины (8 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (7 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (23 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (17 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (11 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
№ Раздел Количество часов
1 Мифы 8
2 Народные сказки  16
3 Былины 12
4 Авторские сказки  21
5 Басни  8
6 Слово о родной земле  10
7 О прошлом Родины  8
8 Прошла по земле война  7
9 О добре и красоте  23
10 Мир детства  17
11 Удивительные приключения  11
12 Итоговое проверочное тестирование на умение работать с текстом. 1
13 Резерв 1
Итого 140
Тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Планируемая дата Фактическая дата Примечания
1 четверть 17 Мифы 8 1 Мифы Часть 1 С. 3—5 1 2 Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты» С. 5—7 1 3 Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо» С. 8—11 1 4 Внеклассное чтение Мифы Древней Греции С. 18—20 1 5 Внеклассное чтение Мифы Древней Греции С. 18—20 1 6 Славянские мифы С. 12—15 1 7 Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» С. 16—17 1 8 Работа с научно-популярными текстами «Восточные славяне в сочинениях византийцев». Славянские мифы. 1 НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 16 9 Народные сказки. 1 10 Русская народная сказка. Василиса Прекрасная 1 11 Русская народная сказка. Василиса Прекрасная 1 12 Русская народная сказка. Василиса Прекрасная 1 13 Русская народная сказка. Василиса Прекрасная 1 14 Русская народная сказка. Находчивый солдат 1 15 «Русские народные сказки. Мужик и царь 1 16 «Русские народные сказки. Мужик и царь 1 17 Армянская народная сказка. Портной и царь. 1 18 Итальянская народная сказка. Кола-рыба 1 19 Итальянская народная сказка. Кола-рыба 1 20 Итальянская народная сказка. Кола-рыба 1 21 Итальянская народная сказка. Кола-рыба 1 22 Внеклассное чтение «Сказки народов мира» По колено ноги в золоте. 1 23 Внеклассное чтение «Сказки народов мира» Индийская сказка «Искусный ковровщик». 1 24 Работа с научно-популярными текстами «Землетрясение». Обобщение по теме. 1 БЫЛИНЫ 12 25 Былины. Как Илья из Мурома богатырем стал 1 26 Былины. Как Илья из Мурома богатырем стал 1 27 Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник 1 28 Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник 1 29 Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник 1 30 Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник 1 31 А.К. Толстой. «Илья Муромец». 1 32 Внеклассное чтение «Былины» Н. Асеев. «Илья», 1 33 Внеклассное чтение
«На заставе богатырской». 1 34 Картинная галерея: В.М. Васнецов «Богатыри» Обобщение по теме. 1 35-36 Работа с научно-популярными текстами «Княжение Владимира Святого» 2 АВТОРСКИЕ СКАЗКИ 20 37 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» 1 38 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» 1 39 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» 1 40 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» 1 41 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..» 1 42 Картинная галерея М. Врубель. «Царевна-Лебедь» 1 43-44 Внеклассное чтение Сказки В. Гауфа 2 45 Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас» 1 46 . К. Чапек «Случай с русалками» 1 47 Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки» 1 48 Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки» 1 49 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 50 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 51 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 52 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 53 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 54 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 55 Внеклассное чтение. О. Кургузов «Телевизионные макароны». С. Седов «Король женится» 1 56 Проектная работа «Авторские сказки» Обобщение по теме. 1 Басни 8 57 И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь» 1 58 Эзоп «Ворон и Лисица» 1 59 И.А.Крылов «Ворона и Лисица» 1 60 И.А.Крылов. «Любопытный», 1 61 И.А.Крылов. «Лисица и виноград». 1 62 Внеклассное чтение. И.И. Дмитриев «Рысь и крот» А.Е.Измайлов «Филин и Чиж». 1 63 Внеклассное чтение. И.И. Томас де Ирнарте «Утка и змея» Обобщение по теме. 1 64 Работа с научно-популярными текстами « Ландыш» 1 СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ 10 65 Ю.Яковлев «Мама».М.Ю. 1 66 Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» 1 67 С.А. Есенин «С добрым утром». 1 68 Внеклассное чтение Стихотворения С. А. Есенина 1 69 М.М. Пришвин «Моя родина» 1 70 Лирические произведения. И. Северянин «Запевка». 1 71 Лирические произведения И.С. Никитин «Русь» 1 72 Внеклассное чтение. «Слово о родной земле» А.Н. Плещеев «Летние песни». 1 73 Внеклассное чтение. Н. Рубцов «Тихая моя Родина». Обобщение по теме. 1 74 Работа с научно-популярными текстами «Валдайский национальный парк» 1 О ПРОШЛОМ РОДИНЫ 8 75 «Повесть временных лет». 1 76 А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 1 77 Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» 1 78 Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» 1 79 К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин». 1 80 Картинная галерея: В.В. Маторин «Дмитрий Донской» 1 81 Внеклассное чтение Ф.Н. Глинка «Москва». 1 82 Обобщение по теме. «О прошлом Родины» 1 ПРОШЛА НА ЗЕМЛЕ ВОЙНА 7 83 А.А.Ахматова «Мужество»..1 84 Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» 1 85 Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» 1 86 Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» 1 87 А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» 1 88 Внеклассное чтение. «Прошла по земле война» К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». 1 89 Внеклассное чтение. А. Ахматова «Памяти друга» Обобщение по разделу 1 О ДОБРЕ И КРАСОТЕ 23 90 А.А. Фет «На рассвете». 1 91 И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» 1 92 Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша» 1 93 Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша» 1 94 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 95 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 96 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 97 Внеклассное чтение Музыка и литература 1 98 Внеклассное чтение Музыка и литература 1 99 А.Н. Майков «Мать» 1 100 Внеклассное чтение «О добре и красоте» 1 101 Х.К.Андерсен «Соловей» 1 102 Х.К.Андерсен «Соловей» 1 103 Х.К.Андерсен «Соловей» 1 104 Х.К.Андерсен «Соловей» 1 105 Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева» 1 106 Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева» 1 107 А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». 1 108 Картинная галерея: И.И. Шишкин «Рожь» 1 109 Внеклассное чтение. С. Есенин «Черемуха». 1 110 Внеклассное чтение. Б. Пастернак «Тишина». А.
Блок «Летний вечер» 1 111 Работа с научно-популярными текстами « Соловьи» 1 112 Проект по теме «Моя Родина». Обобщение по теме «О добре и красоте» 1 МИР ДЕТСТВА 17 113 Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» 1 114 Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях 1 115 Л.Н.Толстой «Мамаn», «Детство». 1 116 И.А. Бунин «Детство» 1 117 Марк Твен «Великолепный маляр» 1 118 Внеклассное чтение. Марк Твен
«Приключения Тома Сойера» 1 119 Внеклассное чтение . Марк Твен
«Приключения Тома Сойера» 1 120 В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» 1 121 В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» 1 122 М.И.Цветаева «Наши царства». 1 123 Р.Л. Стивенсон «Страна кровати» 1 124 А.П.Чехов «Мальчики» 1 125 А.П.Чехов «Мальчики» 1 126 А.П.Чехов «Мальчики» 1 127 Внеклассное чтение
А.Н. Плещеев «Детство». 1 128 Внеклассное чтение. И.З. Суриков «В ночном». Обобщение по теме «Мир детства» 1 129 Работа с научно-популярными текстами 1 Удивительные приключения 11 130 Р.Э. Распе «Самый правдивый человек на земле» (из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»: «Искры из глаз», «Необыкновенный олень»)1 131 Р.Э. Распе «Самый правдивый человек на земле» (из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»: «Верхом на ядре», «За волосы») 1 132 Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию» 1 133 Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию» 1 134 Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию» 1 135 Внеклассное чтение Т. Крюкова «Хрустальный ключ» 1 136 Внеклассное чтение Т. Крюкова «Хрустальный ключ» 1 137 Обобщение по разделу «Удивительные приключения» 1 138 Итоговое проверочное тестирование на умение работать с текстом. 1 139 Литературная викторина 1 140 Резерв 1