Конспект урока по окружающему миру на тему Кто что ест. Цепи питания


Тема: "Кто что ест? Цепи питания." Цель:
выделять группы животных по способу их питания;
составлять и объяснять цепи питания;
развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.
способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Ход урока
Организационный момент
Встало солнышко давно,
Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно. 
Урок окружающего мира у нас.
- Какими мы должны быть?
Быть внимательными
Быть старательными
Аккуратными,
Изобретательными
Не вертеться по сторонам
Будет порядок и тут и там
Речевые правила, речевая разминка.
При разговоре держи себя уверенно и спокойно
Четко и внятно проговаривай все звуки
Начинай говорить на выдохе
Сначала подумай, а потом говори
Отвечай полными предложениями
Та-та-та - хвост пушистый у кота.
Ко-ко-ко  - кошка любит молоко.
Жа-жа-жа – убежали два ежа.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Проверка домашнего задания.
Игра «Крестики - нолики»
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 пар ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются   детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Плавники нужны рыбам для дыхания.
Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
А еще строят плотины. 
Что за зверь лесной
Ходит вниз головой?
Хрюкает как свинка
На спине щетинка?
Думал кошка,
крикнул «Брысь»!
Оказалось, это …
Целый день она летает,Мне спокойно жить мешает,Прожужжала возле ухаИ на стол уселась …
- Каким одним словом можно назвать бобра, кабана, рысь, муху, змею, рыб, жабу, воробья?- Напомните признаки жизни животных.
Ознакомление с темой урока.
- Для роста и развития животных нужно питание. Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Кто что ест? Цепи питания.»- Мы должны научиться выделять группы животных по особенностям их питания, научиться составлять и объяснять цепи питания, их взаимосвязь.
Работа по теме.
1)Рассказ.
А теперь давайте с вами заглянем в лес. На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Но, если ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, свистят, рычат, пищат. И у каждого в этом доме есть свое дело и место.
У гусеницы - место на листке, дело у нее одно - поедать листья.
На земле тем же самым занимается мышка. Нашла травинку - съела, нашла колосок - и потащила в норку про запас.
А в стволе дерева под корой - личинка жука-усача. Она траву и листья не ест, она древесиной питается.
Масса всяких мелких и крупных животных едят траву, листья, орехи, семена. И, кажется. Если дать волю гусеницам. Мышам. Да жукам - они весь лес съедят. Только не случится этого - никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывает.
Вот пробежала по ветке синичка, съела гусеницу. А вот дятел вытащил личинку жука -усача.
Но и за синицами, дятлами, другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Ласку ночью сова может подхватить.
А еще по лесу медведь бродит, малину ест. Да и от животных не отказывается.
Вот и получается. Что все животные зависят друг от друга. Ястребам не прожить без синиц, синицам - без гусениц, гусеницам - без листьев, всем вместе - без леса.
2) Беседа
Разные животные питаются разной пищей. Учетные-зоологи разделили животных на группы по особенностям их питания.
Чем могут питаться животные?
К какой группе отнесем животных, которые питаются растительной пищей?
растительноядные (жуки, кабан, лось, белка, заяц, карась);
Как называются животные, которые питаются насекомыми?
насекомоядные (синица, кукушка, крот, еж)
К какой группе отнесем животных, питающихся плотью других животных?
хищники (хищные) (тигр, лиса, волк, лев).
А есть животные, питающиеся растительной и животной пищей. У них смешанный способ питания.
всеядные (барсук, медведь, галка).
Физминутка3) Работа с учебником с 94
- Откройте учебники на с. 94.
- Давайте прочитаем статью в учебнике.
- На какие группы делятся животные по особенностям питания?
4) Игра «Найди пару»
Орех – белка
Жук – дятел
Заяц – лиса
- Почему мы так составили пары? В природе все взаимосвязано, растения и животные связаны друг с другом, как звенья цепочки. Ученые называют это цепью питания. Цепь питания - это ряд организмов, которые питаются друг другом.
5) Работа с карточками
- Давайте попробуем составить цепь питания.
ЖЕЛУДЬ – МЫШЬ – СОВА
РЯБИНА – ЗАЯЦ – ВОЛК
КАПУСТА – СЛИЗНИ – ЖАБА – ЦАПЛЯ
ВОДОРОСЛИ – КАРАСЬ – ЩУКА
ЯБЛОНЯ – ТЛЯ – БОЖЬЯ КОРОВКА
РОЖЬ – МЫШЬ – ЗМЕЯ
ПШЕНИЦА – КУЗНЕЧИК – ЖАБА – ЗМЕЯ – ЕЖ
НЕКТАР – МУХА – ПАУК
ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ – ЧЕРВЬ – СИНИЦА - КОРШУН
Цепи питания начинаются с растения. Это - первое звено, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества. Второе звено - это растительноядные животные. Почему?
Они питаются растениями.
Третье звено - насекомоядные или хищные животные. Это - охотники, которые могут охотиться и на охотников.
6) Практическая работа
Хулиганы - воробьишки - Превосходные воришки.Им зерно лишь подавай - Поуменьшат урожай.Вот китайцы подсчитали,Сколько зерен потеряли,И издали свой декрет - Воробьев свести на нет!Перебили всех подряд,Ждут - каков же результат?Поначалу в самом делеЗакрома их пополнели.А потом пришла беда - Отворяйте ворота!Все посевы, урожаиНасекомые сожрали.Их в таком большом числеПрежде не было нигде.Оказалось, воробьятаНе едят совсем зерна-то:Им родители с полейТащат мошек и червей.Стало тут властям понятно - Надо птиц вернуть обратно.И пришлось им воробьевИз чужих возить краев.Если все с плеча рубить, Можно дело загубить.
Какая возникла экологическая проблема?
нарушилось экологическое равновесие. Воробьев истребили - появилось много насекомых - был уничтожен урожай зерновых. Произошел экологический взрыв.
Учитель: По чьей вине он произошел?
Дети: По вине человека.
Учитель: Как его пришлось решать?
Дети: завезли воробьев и равновесие восстановилось.
Учитель: Но ошибки, которые допускают люди, природа не всегда может исправить.
Вывод: в природе все взаимосвязано, ничего лишнего нет. Нужны все - и комары и хищники. Их нужно беречь. Вот как об этом написал Борис Заходер.
Все - все на свете На свете нужны!И мошки не меньшеНужны, чем слоны.Нельзя обойтисьБез чудищ нелепых,И даже без хищниковЗлых и свирепых.Нужны все на свете! Нужны все подряд -Кто делает медИ кто делает яд.А если нам кто-нибудьЛишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется.
Итог.
На какие группы делятся животные по особенностям питания? 
Что такое цепь питания?
Что произойдет, если из цепи выпадет одной из звеньев?
Домашнее задание
С .94 - 95 чит., отв. ?
Урок окончен. Вы ребята ничего, мы ребята – во!