Исследовательская работа по окружающему миру. Тема Природные зоны. Пустыня

Природные зоны : Пустыня.
Автор проекта: Перегримова В.В.
Тема урока: Пустыня.
Тип урока: исследовательская работа.
Предмет: Окружающий мир, 2 класс.
Изучение пустыни:
Цель: сформировать у  учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи: 1. Познакомить с географическим положением зоны пустынь,  ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
2.  Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Оборудование: доска, карточки- помогайки ,книжка- раскладушка.
Результат проекта :книжка- раскладушка.
Ход урока.
1 Орг.момент.
(проверка рабочих мест)
-сегодня на уроке мы с вами отправимся в экспедицию и проведём небольшую исследовательскую работу.
- В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом рассказать.  Новая природная зона приглашает нас – 
И опять в экспедицию отправляется класс.
-скажите пожалуйста , что нам необходимо взять с собой в экспедицию
- Что мы с вами возьмем в дорогу? (воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи).
- А самое главное мы должны взять с собой багаж знаний, который пригодится нам в экспедиции.
-Собираться , собираемся, а куда вы знаете? Хотите узнать ?
-Для этого послушайте небольшой стишок, он вам подскажет.
Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут.
-Кто угадал, куда мы отправимся?
-Что это за место, где жаркое солнце и нет воды?
-Действительно наша экспедиция отправляется в природную зону ПУСТЫНЯ.
- А как вы думаете для чего?
-Нам предстоит решить с вами несколько задач:
1 Действительно ли в пустыне пусто?
2 Какова поверхность земли в пустыне?
3 Климат. Население.
4 Общая особенность растений.
5 Приспособленность животных к природным условиям.
6 Экологические проблемы пустыни.
- Вот главные составляющие нашей экспедиции.
2 . Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа.
- Покинув родной край, мы с вами оказались на юго-западе России
- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни на карте.
(Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо.  Кажется, что тебя окружает пустота и жара).
- Интересно, от какого слова произошло слово «пустыня»?  В энциклопедическом словаре дано понятие. (От слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова».
Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям.  Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые каменистые и солончак.
- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают.
-Как вы думаете , а зима в пустыне бывает?
Зима по сравнению с летом холодная , температура опускается до -12 градусов, изредка , но и до -20 градусов. Снега нет, только дуют сильные ветра. Длится 2-3 месяца.

- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться)
- К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Там где есть реки это место называют оазис.
Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.
3. РАБОТА В ГРУППАХ.
-Вся экспедиция разделена на 3 группы, каждая группа будет заниматься своим вопросом.
Пора включаться в исследовательскую работу нашим ботаникам, зоологам и экологам.
-В помощь вам будут карточки- помогайки, на них вы найдёте материал, который пригодится вам для решения ваших вопросов. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. (Далее работа ведется в группах)
- Напоминаю правила работы в группах:
Работать тихо, не шуметь. Не говорить всем сразу.
Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.
1.- Карточка – «помогайка»:
Общая особенность растений.
Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
Значение в природе.
2.Карточка – «помогайка»:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
Значение в природе.
3.Карточка – «помогайка»:
Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
Охрана редких растений и животных, заповедники.
- Итак, я вижу, многие исследователи готовы. Слово ботаникам.
Рассказ ботаников. - Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.
- Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья. (рисунок).
- В пустыне встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями - В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.
- Как вы думаете, почему? (из-за недостатка влаги).
Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов:
- Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
- В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши . Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки . Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.
- Самыми крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы , кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.
Змеи пустыни . Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде.
Ребята, а почему вы ничего не сказали про птиц?
-их нет в пустыне, потому что они плохо переносят жару.
- Спасибо, ребята, за интересные рассказы.
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле
Пустыня и человек.
- Людям также приходится приспосабливаться к условиям жизни в пустыне. Они прокладывают оросительные каналы, чтобы напоить сухую землю. И всё-таки в пустыне в пустыне человек предпочитает оазисы, эти ничтожно маленькие островки жизни в безбрежном океане пустыни.
Оазис – это, прежде всего зелёные перистые кроны финиковых пальм. Для жителей пустыни – это и пища, и строительный материал: листьями кроют крыши, из них плетут верёвки. Это стройное и мощное дерево высотой до 30 м даёт тень.
Главное богатство пальмы – финики. Взрослое дерево даёт до 40 кг фиников и плодоносит в течение 100 лет. Финики можно назвать “хлебом” пустыни. Их едят сырыми, варёными, жареными, вялеными. А в некоторых отдельных районах они до сих пор заменяют деньги.
- Построив каналы, люди подвели во многие районы воду. Поэтому стало возможным земледелие. Появились сады, поля, виноградники. А самое распространённое культурное растение – хлопчатник .
Но самым старинным занятием населения пустынь является животноводство.
Верблюд – самое выносливое и неприхотливое домашнее животное. Для него не нужно заготавливать корм и строить помещение: он питается любыми травами, и круглый год может жить под открытым небом, не страдая ни от жары, ни от холода.
- В народе говорят: “Верблюд поит, кормит, одевает”. Как вы понимаете это выражение? (свободные высказывания детей)
- А сейчас цифры для вас.
Верблюдица даёт до 15 л густого жирного молока в день. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса и 10 кг сала. Из шкуры верблюда изготовляют прочную кожу для обуви. Верблюд поит, кормит, одевает человека да ещё перевозит по любому бездорожью.
- На пастбищах разводят также овец и коз. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. Ребята, как вы думаете, люди, живущие в пустыне, любят её? (Свободные высказывания детей.)
- На пастбищах разводят также овец и коз. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. Ребята, как вы думаете, люди, живущие в пустыне, любят её? (Свободные высказывания детей.)
Рассказ экологов.
- Освоение пустыни человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю-это хорошо. Но
1)неумеренное- орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.
2) неумеренный выпас скота - больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.
3)браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.


4.обобщение полученных знаний.
- А сейчас задание на внимание. Прочтите внимательно текст и найдите допущенные смысловые ошибки:
Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения.
- Для чего мы выполняли это задание? (Свободные ответы.)
5.первичное закрепление знаний.
- А сейчас предлагаю индивидуальный тест для каждого.
Тест по теме «Пустыня».
Выбери верное утверждение. Пустыня – это. а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) сухая территория, покрытая песком.
2.Зона пустынь расположена: а) в тропическом поясе; б) арктическом поясе; в) экваториальном поясе.
3.Климат в пустыни: а) жаркий и влажный; б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой.
4. В пустыне
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега.
б) выпадает мелкое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает
5.Почвы в пустыне: а) глинозем; б) песчаные; в) чернозём.
6.Растения в пустыне бывают: а) раннецветущие; б) многолетние; в) влаголюбивые; г) засухоустойчивые.
7. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун

8. Животные пустыни:
а) некрупные, быстро передвигаются, ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют густой, длинный мех;
в) в основном грызуны и птицы.

9. К животным пустыни относятся

а) корсак, сайгак, тушканчик;
б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.

10. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) загрязнение нефтью, разрушение тяжелой техникой, браконьерство.
6.подведение итога урока.
- НА ЭТОМ НАША ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ , МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ ДОМОЙ.
Давайте подведём итог нашей экспедиции.
Повторить основные понятия, с которыми познакомились в ходе экспедиции.
Фразы будут начинаться со слов:
Я УЗНАЛ..

Я СМОГ

МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ

МНЕ УДАЛОСЬ

Я ОБЯЗАТЕЛЬНО.
7. домашнее задание.
-НАРИСОВАТЬ ПУСТЫНЮ ТАКОЙ, КАКОЙ ВЫ ЕЁ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ.
-ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ЛЮБОЕ ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ ПУСТЫНИ.
-СОСТАВИТЬ РАССКАЗ-ОТЧЁТ О НАШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ.
Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415