Конспект урока по окружающему миру Пустыня






Конспект урока
окружающего мира на тему «Пустыни»
(4 класс «Начальная школа XXI века)






Выполнил учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Бурасы
Новобурасского района
Саратовской области»
Джамалова Татьяна Викторовна




ТИП УРОКА: открытие нового знания

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1.формировать у учащихся универсальные учебные     действия:
                 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
                познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;
               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
2. сформировать представление о природной зоне пустыни:
познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
3. развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
работать с помощью карты, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

ОБОРУДОВАНИЕ: - учебник «Окружающий мир» 4 класс Н.Ф. Виноградовой,
-карта природных зон;
-презентации «Времена года в пустыне», «Растения пустыни», «Животные пустыни»;
-информационные карты для учащихся

СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы.
Версии.
Актуализация знаний.
Физкультминутка
Открытие нового знания .
Рефлексия.
Итог урока.
Домашнее задание.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы порадуете меня своими знаниями, активностью и хорошим настроением.
2. Создание проблемной ситуации.
- Я принесла вам необычное письмо. Попало оно ко мне совершенно случайно. На конверте нет обратного адреса, но в строке «кому» значатся ученики 4-го класса. Я не могу прочитать это письмо, ведь оно адресовано не мне, поэтому я прошу вас помочь мне, ведь вы ученики 4-го класса и, значит, можете его прочитать и выяснить, откуда оно пришло.
(ученик распечатывает конверт и читает:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Динара. Я учусь во 2-м классе. Я очень загорелая, потому что у нас жарко. Дождей почти не бывает. Можно каждый день гулять на улице, только желто-рыжий песок очень горячий и жжет ноги. Возле моего дома растут кактусы. Под ними прячутся змеи, ящерицы и скорпионы. Раньше здесь рос большой саксаул, но прошлой зимой его сожгли в печке. Ещё у меня есть маленький верблюжонок, я его очень люблю. До свидания. Желаю вам хорошо учиться.»)
- Как вы думаете, откуда пришло это письмо? Где живет Динара?
(в пустыне)
- Почему вы так считаете?
(жарко, песок, кактусы)
3. Формулирование проблемы
- Что-то в этом письме показалось странным?
(зима, печка)
- Как вы думаете, Динара говорит правду?
(да – нет)
- А как мы это узнаем?
(обратимся к научным источникам)
- Что же мы будем делать на уроке?
(выяснять правду о пустыне)
Запись темы на доске «Правда о пустыне»
4. Версии
- Что нам поможет выяснить правду о пустыне? К чему мы обратимся?
(учебники, дополнительные источники информации, Интернет)
5. Актуализация знаний
- Сначала обратимся к карте. Зона пустынь расположена на юго-западе России, на побережье Каспийского моря; в умеренном поясе, близко к Северному тропику, поэтому там так жарко.
(видеоролик о пустыне + стихотворение
Солнечный, жаркий, желтый поток
Льется в пустыне на желтый песок
В воздухе желтом и плотном как мед
Желтая птица неслышно плывет)
- Почему в стихотворении часто повторяется слово «желтый»?
(все в пустыне кажется желтым от песка и солнечного света)
- Что еще вы знаете о пустыне?
(на доске вместе с ответами учеников появляется запись:
Жарко
Песок
Нет дождей
Нет зимы
Нет деревьев
)
- Можем ли мы полностью доверять этим фактам?
(Нет, это наши предположения)
- Как их проверить?
(Обратиться к научным источникам)
(Физминутка)
6. Открытие нового знания.
-Разделимся на группы: географы, биологи, зоологи, экологи. Каждая группа будет работать со своей частью карточки – выбирать нужные сведения из текста и вписывать в таблицу. Потом каждая группа представит собранный материал всем учащимся, и мы заполним недостающие графы таблицы.
(Представитель от каждой группы рассказывает о полученной информации, на доске возле предположений появляются «+» или «-». Учитель сообщает дополнительные сведения (барханы, песчаные бури, «сухие» дожди, «каменное» дерево, показывает слайды о животных и растениях зоны пустыни.)
- Ну что же, вы прекрасно поработали. Посмотрите, какие–то ваши знания подтвердились, а какие–то были ошибочными. Мысленно вернитесь к письму Динары. Все ли в письме было правдой?
(да)

7. Применение нового знания.
- На этом уроке мы с вами узнали о пустыне все?
(нет)
- Есть еще много интересных фактов, которые вы можете узнать из учебника и дополнительной литературы, но я думаю, что полученных сегодня знаний вам хватит, чтобы сейчас ответить на мои вопросы.
(Учитель читает утверждения, если дети с ними согласны, они поднимают руку, если нет – сидят спокойно.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров.
Ранней весной после дождей почва в пустыне покрывается цветами.
Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами.
В пустыне бывают ливневые дожди.
Из деревьев в пустыне растет саксаул с тонкими листьями.
Есть растение, которое своими корнями удерживает передвижение песков – это сайгак.
Животные пустыни в основном ведут ночной образ жизни.
В пустыне встречаются крупные животные тушканчики.
Скорпионы кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.
Верблюды могут не пить несколько дней и хорошо себя чувствуют.
Деятельность человека не наносит никакого вреда пустыне и нет необходимости в создании заповедников.)

8.Итог урока. Домашнее задание, выставление отметок.

- Молодцы, все справились с заданиями.

- Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Что вы можете сказать о своих впечатлениях?
- Мне тоже понравилось с вами работать. Вы очень внимательные, умные и легко справляетесь даже со сложными заданиями.
Дома вам предстоит прочитать параграф о пустыне, ответить на вопросы в конце текста.












15