Конспект урока по окружающему миру Пустыня 4 класс


МБОУ «Краснооктябрьская СОШ Новошешминского муниципального района РТ»
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 класс
ТЕМА: «Пустыни»
Провела:
учитель начальных классов
Михайлова И.П2013г
ТЕМА: «Пустыни»
Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.
Задачи урока:
-Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
-Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
-Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
_ Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная работа.
Оборудование:
Карта природных зон, картины и рисунки.
Ход урока
I. Организационный момент- 2 мин.Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:
75438054038500П ' т '
Ответ: Пустыня.
Записать тему «Пустыни» на доске и в тетрадях.
II. Проверка знаний- 10 мин.
Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор!
- Конечно же, это стихи о степи, Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Выслушивается ответ одного ученика и дополнения остальных.
Тест «Зона степей»
1. Зона степей расположена на ... нашей страны:а) севере;б) востоке;в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым;б) зеленым;
в) желтым;г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б)загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,
неограниченный выпас оленей;
в)распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7.Какая из цепей питания характерна для степи:
а)ежевика - лемминг - песец;
б)водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в)растения - заяц- беляк - рысь;
г)зерно - суслик - орел- беркут,
8.Основным занятием населения степей является –
а)земледелие;
б)рыболовство;
в)оленеводство.
9.В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:
а)кречет, стерх, краснозобая казарка;
б)пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в)зубр, филин, женьшень.
III. Новый материал. - 18 мин.
Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый necок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Вот так выглядят пустыни (показ картинки «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)Сегодня мы с вами будем исследовать природную зону пустини –в роли ученых исследователей –это географов, ботаников, зоологов и экологов.
Обратимся к карте(стр. 77). Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? На парты раздаются карточки - «помогайки»:
Географическое положение зоны пустынь относительнодругих природных зон и сторон горизонта.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
Поверхность земли в пустыне.
Рассказ ученика:
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и расторгаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко, "то небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потомучто песок и глина быстро остывают.
Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.)
К сожалению, в 'пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев.Зима по сравнению с летом суровая: температура опускаетсядо -12°, и длится зима 2-3 месяца.
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
Далее работа ведется в группах.
Рассказ ботаников:
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок)
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок).
Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).
В пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
Рассказ зоологов:
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, Чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков).
Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно кет зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки).
Они им нужны для того, |чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки)
. Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки).
Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, священные скарабеи (рисунки). Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде:
Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
-Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.
IV. Физкультминутка - 2 мин.
-Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного
отдохнуть!
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Продолжение работы над новой темой
-Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.
Рассказ экологов:
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
VI.Закрепление изученного материала - 9 мин.
-Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)Игра «Узнай меня»
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто вдет с горбом-мешком?
(Верблюд.)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-г, как вязальные спицы. (Саксаул).
Самые экстремальные пустыни мира:
- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;
- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;
- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;
- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;
- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;
- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.
- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!
V. Подведение итогов работы- 2 мин.- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Каковы особенности её климата?
- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?
-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?
VI. Рефлексия.
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.
Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.
V. Домашнее задание- 2мин.Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». |Рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.