Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России 2016-2017 учебный год


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОГРН 1023201737459 ИНН/КПП 3210003290/321501001
242746 Брянская область, Дубровский район, д. Забелизна, ул. Заречная 66
Телефон: 8 (48332) 9 42 35
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
начальных классов
 
__________ С.М.Танкова 
Протокол № _____ от
« ___ » ____________ 2016г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Пеклинской СОШ
 
__________И.М. Бородина
 
«____»____________2016г.
Рабочая программа учебного предмета
« Литературное чтение»
3 класс
Учитель:
Трошина Светлана Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ Пеклинская СОШ

УТУТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Пеклинской СОШ
 
__________А.В.Прудников 
Приказ №_______ от«____»___________2016г.
 
Принята к реализации
педагогическим советом
МБОУ Пеклинской СОШ
протокол № 1 от 29.08.2016г.
д.Забелизна 2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоОбучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
–осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
–читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
–использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
–ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; –для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
–использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; –для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
–ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
–различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
–высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
–составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
–осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
–вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
–работать с тематическим каталогом;
–работать с детской периодикой;
–самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
–распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
–отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
–воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
–сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);–определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
–создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
–восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
–составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
–составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
–вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
–писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
–создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
–создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование.
Класс 3
Количество часов по учебному плану 136 часов
Всего 136 час; в неделю 4 часа.
Планирование разработано на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года № 3/15).
Учебник «Литературное чтение». 3 класс. В 2 ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2013.
Проекты:
«Сочинение волшебной сказки»
«Как научиться читать стихи»
«Праздник поэзии»
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п Дата Название раздела, тема урока Кол-во
часов
план факт
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) 1
Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Словарь. 1
Самое великое чудо на свете (4 ч) Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси
Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
1
3 Первопечатник Иван Фёдоров
Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.
1
4
5 Обобщающий урок по теме «Самое великое чудо на свете».
Оценка достижений. Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете». 1
Устное народное творчество. (14 часов) 6. Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические, шуточные народные песни. 1
7. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 1
8 Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. 1
9. Особенности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1
10 Составление плана сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1
11 Особенности волшебной сказки «Иван-царевич и серый волк» 1
12 Характеристика героев сказки «Иван-царевич и серый волк» 1
13. Деление на части сказки «Иван-царевич и серый волк» 1
14. Особенности волшебной сказки «Сивка-бурка» 1
15 Характеристика героев сказки « Сивка-бурка» 1
16 Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. 1
17 Проект «Сочинение волшебной сказки» 1
18 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». 1
19 Оценка достижений. Тестирование по разделу «Устное народное творчество» 1
20 Знакомство с названием раздела Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) 1
21 Звукозапись, её художественно-выразительное значение в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», 1
22 Олицетворение- средство художественной выразительности. Ф. И. Тютчев«Листья» 1
23 Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья» 1
24 Картины природы в стихах А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой» 1
25 Подвижные картины природы И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», 1
26 Олицетворение как приём создания картины природы. И. С. Никитин «Встреча зимы» 1
27 Лирические стихи И. 3. Суриков. «Детство», 1
28. Сравнение как средство создания картины природы. И. 3. Суриков. «Зима» 1
29 Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» 1
30 Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 1» 1
Великие русские писатели (24ч) 31 Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. 1
32 Лирические стихотворения А.С.Пушкина .Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин» 1
33 Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» 1
34 Звукозапись, её художественно-выразительное значение. А. С. Пушкин. «Зимний вечер» 1
35 Тема сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» 1
36 События сказочного текста. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 1
37 Особенности волшебной сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 1
38 Герои волшебной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 1
39. Нравственный смысл сказки С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 1
40 Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. 1
41 И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. 1
42 Мораль басен. И. А. Крылов. «Мартышка и Очки» 1
43 Характеристика героев на основе их поступков в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» 1
44 .Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» 1
45 М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи 1
46 Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...» 1
47 Настроение стихотворения. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень» 1
48 Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого . Подготовка сообщений о жизни и творчестве писателя. 1
49 Составление различных вариантов плана рассказа Л. Н. Толстого «Акула» 1
50 Сравнение рассказов. Л. Н. Толстой «Прыжок» 1
51 Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» 1
52 Текст- описание. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», Текст- рассуждение. «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. 1
53. Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». 1
54 Оценка достижений Тестирование по разделу «Великие русские писатели». 1
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) 55 Знакомство с названием раздела. Настроение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень!» 1
56 Картины природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...» 1
57 Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» 1
58 Выразительное чтение стихотворений К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство» 1
59 Создание словесных картин .И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» 1
60 Обобщающий урок по теме « Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений.
Тестирование по разделу « Поэтическая тетрадь 2» 1
61 Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка 1
62 Нравственный смысл сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 1
63 Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница » 1
64 Нравственный смысл сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница » 1
65 Герои сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» 1
66 Составление плана сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» 1
67 Подробный и выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» 1
68 Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Оценка достижений.
Тестирование по теме «Литературные сказки» 1
69 Знакомство с названием
раздела. Приём сравнения при описании подводного царства
М. Горький. «Случай с Евсейкой» 1
70 Творческий пересказ: сочинение продолжения к сказке М. Горького . «Случай с Евсейкой» 1
71 Определение жанра произведения. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» 1
72 Герои произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» 1
73 Характеристика героев произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» 1
74 Основные события произведения А. И. Куприна «Слон» 1
75 Составление различных вариантов планов. А. И. Куприн. «Слон» 1
76 Пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон 1
77 Обобщающий урок о теме «Были-небылицы» 1
78 Оценка достижений. Тестирование по разделу «Были-небылицы» 1
79 Знакомство с разделом. Стихи о животных.
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» 1
80 Авторское отношение к изображаемому. С. Черный. «Воробей», «Слон» 1
81 Картины зимних забав в стихотворении А.А. Блока «Ветхая избушка» 1
82 Средства художественной выразительности в стихах А. А. Блока «Сны», «Ворона» 1
83 Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи в стихотворении С. А. Есенина «Черёмуха». 1
84 Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1» . Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 1» 1
Люби живое (16 ч) 85 Знакомство с разделом.
Заголовок – «входная дверь» в текст. М. Пришвин «Моя Родина» 1
86 Основная мысль текста М. Пришвина «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. 1
87 Определение жанра произведения И. С. Соколова-Микитова
« Листопадничек » 1
88 Рассказ о герое произведения И. С. Соколова-Микитова
« Листопадничек » 1
89 Творческий пересказ: дополнение содержания произведения И. С. Соколова-Микитова
« Листопадничек » 1
90 Главные герои рассказа В. И Белова «Малька провинилась» 1
91 Озаглавливание текста. В. И Белов «Ещё про Мальку» 1
92 Составление плана на основе названия глав. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» 1
93 Рассказ о герое произведения В. В. Бианки «Мышонок Пик» 1
94 Герои произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» 1
95 Пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» 1
96 Краткий пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» 1
97 Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха» 1
98 Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского
«Он живой и светится...» 1
99 Обобщение по теме «Люби живое». Урок-конференция «Земля – наш общий дом». 1
100 Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люби живое». 1
101 Знакомство с названием раздела.
Заголовок стихотворения С. Я. Маршака
«Гроза днём», Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «В лесу надросистой поляной...» 1
102 Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто. «Разлука», 1
103 Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто « В театре» 1
104 Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Если» 1
105 Выразительное чтение стихотворений Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» 1
106 Проект «Праздник поэзии» 1
107 Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2» 1
108 Оценка достижений
Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 2» 1
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) 109 Знакомство с названием раздела. Особенности заголовка произведения Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» 1
110 Герои рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» и особенности их речи 1
111 Чтение по ролям произведения А. П. Платонова «Цветок на земле» 1
112 Герои рассказа А. П. Платонова. «Ещё мама» и особенности их речи.
1
113 Чтение по ролям рассказа А. П. Платонова «Ещё мама».
1
114 Смысл названия рассказа М. М. Зощенко «Золотые слова» 1
115 Главная мысль рассказа М. М. Зощенко «Золотые слова» 1
116 Особенности юмористического рассказа М, М. Зощенко «Великие путешественники » 1
117 Восстановление порядка событий в рассказе М, М. Зощенко. «Великие путешественники » 1
118 Анализ заголовка рассказа Н. Н. Носова «Федина задача» 1
119 Особенности юмористических рассказов. Н. Н. Носов «Телефон» 1
120 Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».
Оценка достижений. Тестирование по разделу. 1
121 Знакомство с названием раздела. По страницам детских журналов. Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 1
122 Ответы на вопросы по содержанию. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился» 1
123 Пересказ рассказа Ю. И. Ермолаева «Воспитатели» 1
124 Г. Б. Остер. «Вредные советы» . Создание сборника добрых советов. 1
125 Что такое легенда. Пересказ произведения Г. Б. Остера «Как получаются легенды». 1
126 Выразительное чтение произведения Р. С. Сефа. «Весёлые стихи» 1
127 Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» 1
128 Оценка достижений.
Тестирование по разделу «По страницам детских журналов» 1
Зарубежная литература 8 ч
129 Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» мифологические герои и их подвиги.
130 Пересказ Древнегреческого мифа «Храбрый Персей
131 Итоговая комплексная работа.
132 Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
133 Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
134 Подготовка сообщений о великом сказочнике.
135 Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
Оценка достижений. Тестирование по разделу «Зарубежная литература»
136 Урок-обобщение за год. О чем мы будем читать летом?