Шумерская цивилизация — 10 класс


4000302260center30.11.2016
330009500030.11.2016

27737169415049 450000 30243491062403Шумерская цивилизация450000Шумерская цивилизация5158732801201Выполнила ученица 10 класса
Зассеева Милана ТамазиевнаУчитель истории
Джиоев Роберт Абрамович
0Выполнила ученица 10 класса
Зассеева Милана ТамазиевнаУчитель истории
Джиоев Роберт Абрамович


СОДЕРЖАНИЕ
Возникновение Шумерской цивилизации
Наука
Медицина
Земледелие
Ремесло
Письменность
Литература
Культура
Религия
Падение Шумерской цивилизации.
3 слайд
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Шумерская цивилизация возникла более 300 тысяч лет назад.
Шумерская цивилизация – цивилизация, существовавшая в 4-3 тысячелетиях до н. э., считается одной из первых цивилизаций на Земле.
Как историки так и лингвисты не могут похвастаться: происхождение и связи шумерского языка не установлены, следовательно, нет ответов на вопросы , где сформировался шумерский этнос, каким маршрутом пришел в Месопотамию и какие этносы формировались вместе с ним . При этом гипотез на эту тему создано множество.
4 слайд
Считается, что шумеры появились в Южном Двуречье (Нижней Месопотамии), на территории, расположенной в нижнем течении рек Тигр и Евфрат» на юге современного Ирака, в конце IV — начале III тысячелетия до н.э. Они смешались с местными жителями, объединявшимися здесь в земледельческие общины еще 8000 лет тому назад. Откуда пришли шумеры, до сих пор не выяснено. Судя по их собственным преданиям — «из-за моря», с востока или юго-востока. Своим древнейшим поселением они называли Эреду, самый южный из городов Месопотамии, ныне городище Абу-Шахрейн. Загадкой остается и шумерский язык, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей.
Согласно шумерской мифологии, решающую роль в становлении их цивилизации сыграло некое существо, полурыба-получеловек по имени Оаннес. Вот что говорит о его роли в самый ранний период истории шумеров жрец храма бога Мардука, вавилонский историк Белрушу (по-гречески Берос), живший на рубеже IV— III вв. до н.э.: «...Вначале они (шумеры) жили в большой нужде и не имели над собой никакой власти, словно дикие звери. Но появилось существо, обладавшее человеческим умом, которое они называли Оаннес. Оаннес вынырнул из моря Эритрейского, в том месте, где оно примыкает к Вавилонии. Все его тело было телом рыбы, но поверх рыбьей головы у него была голова человека, а из-под рыбьего хвоста виднелись человеческие ступни. Его голос был таким же, как у людей, а его внешний вид народ помнит до сих пор. Он проводил целые дни среди людей без еды объяснял им, как пользоваться буквами, обучал их уменью делать разные вещи, строить дома, города и храмы, обмерять и возделывать землю, сеять и убирать урожай и дал им все, что делает жизнь удобной и приятной».
Белрушу добавляет, что Оаннес не мог есть ту пищу, которой питались люди, а на ночь возвращался в глубины моря, потому что умел дышать под водой. Исходя из сказанного выше, можно предположить, что Оаннес — образ собирательный, что он и подобные ему разумные существа прибыли к шумерам откуда-то извне на каком-то неизвестном объекте, который оставался в море и на котором, в частности, находилась пригодная для них пища. Сравнение с рыбой наводит на мысль, что Оаннес был одет в защитный комбинезон, изготовленный из материала, не известного местным жителям. Ряд ученых, изучающих историю возникновения шумерской цивилизации, считают, что Оаннес и его собратья.— существа реальные и являлись, вероятно, либо жителями Атлантиды, либо инопланетянами.
Предположение о существовании в прошлом цивилизации шумеров впервые высказали не историки и не археолога, а... лингвисты. В процессе первых же попыток расшифровки ассирийских и вавилонских клинописных текстов они столкнулись буквально с мешаниной из иероглифических, слоговых и буквенных языковых символов. Это не только усложняло прочтение текстов, которые датировались IV—III тысячелетиями до Н.э., но и наводило на мысль, что их язык восходит к некоей гораздо более древней, первоначально иероглифической письменности. Так появилось первое косвенное, но вполне научное подтверждение сведений о существовании на рубеже V—IV тысячелетий до н.э. в Нижней Месопотамии шумерского народа.
Однако вопрос о существовании шумеров оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами. Среди множества найденных предметов была и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию до н.э., то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско-вавилонской культуры.
5-6 слайд
На этих слайдах показывается расположение шумерской цивилизации на современной политической карте.
7 слайд
Шумерская цивилизация состояла из городов-государств (номов), так что вполне естественно, что все современные научные знания связаны, прежде всего, с остатками городской культуры шумеров. Культура шумеров – бесценный вклад в историю . Археологи проводили раскопки шумерских городов в Междуречье и совершённые находки составили впечатление о Шумере. При этом, помимо письменного наследия, представленного клинописными табличками, каждый из городов-государств внёс свой вклад в картину всей цивилизации.
Один из наиболее известных шумерских городов, Ур, среди археологов известен прежде всего раскопанными захоронениями шумерского периода. В общей сложности обнаружено около двух тысяч могил: хоронили умерших в гробах или завёрнутыми в циновки, в «позе эмбриона» и с погребальным инвентарём. Но наибольший интерес вызвали могильники царской династии Ура. Было обнаружено, что в Уре существовал обычай погребать вместе с членами царской семьи также и их слуг, рабов и приближённых - видимо, для сопровождения в загробной жизни. Например, в одной из царских гробниц, так называемой «Шахте смерти», были обнаружены останки 74 человек, 68 из которых были женщинами (скорее всего, наложницы царя); а вот другой ном, то есть город-государство, Лагаш, с точки зрения сохранившегося до наших дней наследия примечателен обнаруженной в его развалинах большой библиотекой глиняных табличек с нанесённым на них клинописным текстом. Эти тексты содержали в себе хозяйственные записи, религиозные гимны, а также очень ценные для историков сведения - дипломатические договоры и отчёты о войнах, которые велись на территории Месопотамии. Помимо глиняных табличек в Лагаше были найдены скульптурные портреты местных правителей, фигурки быков с человеческими головами (что указывает на возможный культ этих животных), а также произведения ремесленного искусства;
Город Ниппур был одним из важнейших городов Шумера. Его значение заключалось, прежде всего, в расположении здесь главного святилища бога Энлиля, который почитался всеми шумерскими городами-государствами. Таким образом, любой шумерский правитель, если он хотел упрочить своё положение, должен был получить поддержку жрецов Ниппура. Раскопки на месте древнего Ниппура велись с конца позапрошлого столетия и принесли немало находок. Это богатая библиотека глиняных клинописных табличек, общее число которых составило несколько десятков тысяч. Кроме того, были обнаружены остатки трёх больших храмов, один из которых посвящён Энлилю, другой - богине Инанне, бог третьего храма пока не определён. Любопытно было также обнаружить остатки канализационной системы, наличие которой было свойственно для городской культуры Шумера - она состояла из глиняных труб диаметром от 40 до 60 сантиметров;
Эриду - один из первых, если не первый, город, построенный шумерами по прибытии в Междуречье из неизвестной науке прародины. Согласно данным учёных, был основан в конце V тысячелетия до нашей эры непосредственно на берегу Персидского залива. Однако за прошедшее время благодаря илистым наносам береговая линия значительно отодвинулась и в настоящее время остатки Эриду находятся в нескольких километрах от моря. Для археологов Эриду важен в первую очередь потому, что здесь наглядно прослеживается процесс возникновения храмового строительства шумеров. Шумера возводили храмы на остатках прежних святилищ, чтобы не покидать отмеченное богами место - в итоге, судя по всему, это привело к многоступенчатой структуре храма, известного как зиккурат. Учёные даже смогли обнаружить самый первый храм, который переселенцы-шумеры построили, размеры этого святилища не превышали небольшую комнату;
город Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата. Зиккурат: образ древнего неба , высота которого даже в наше время составляет около 50 метров - и это несмотря на то, что его веками, если не тысячелетиями, местные жители использовали в качестве каменоломни для добычи строительного материала. Вплоть до Нового времени зиккурат в Борсиппе ошибочно принимался за знаменитую Вавилонскую башню - на самом же деле великий зиккурат в Вавилоне был разрушен ещё в древности. Характерно, что Александр Македонский, впечатлённый величием зиккурата в Борсиппе, повелел начать его восстановление, но смерть царя помешала этим планам;
Шуруппак был одним из наиболее влиятельных и богатых городов-государств Шумера. Он располагался на берегу реки Евфрат и в легендах назывался родиной праведного и мудрого царя Зиусудры - человека, который, согласно шумерскому мифу о потопе, был предупреждён богом Энки о каре и со своими приближёнными построил большой корабль, позволивший ему спастись. Археологи нашли в Шуруппаке интересную отсылку к этому мифу - следы крупного наводнения, произошедшего примерно в 3200 году до нашей эры. Возможно, память об этом стихийном бедствии и повлияла на возникновение и содержание мифа о потопе.
8 слайд
НАУКА
Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию,именно они стали первыми математиками и астрономами древности а их достижения в географии,физике,химии,медицине,истории,филологии,военном деле и сельском хозяйстве потрясают современных ученых.
Жители шумер наблюдали за звездами и планетами.Во время раскопок были обнаружены тысячи глиняных табличек,содержащих многочисленные астрономические термины.
9 слайд
Сложно сказать, догадались ли шумеры первыми до наблюдений за различными планетами, за выявлением в их движении по небосводу определённых закономерностей, определением двенадцати основных созвездий (так называемых знаков Зодиака).
Возможно, в астрономии у шумеров были более древние предшественники, от которых они почерпнули часть своих знаний, однако это недоказуемо в связи с отсутствием конкретных источников и фактов. А вот доказательств того, что шумеры создали весьма совершенный для своего времени лунно-солнечный календарь, предостаточно. По наблюдениям за звёздами, созвездиями, Луной и Солнцем они составили собственный календарь, в котором основу составляли месяцы, каждый из которых начинался с новолуния. При этом шумерские астрономы смогли определить, что лунный календарь не совпадает с солнечным и прибегали к добавлению нескольких дней в календарь для нивелирования разницы.
Тесным образом с астрономией были связаны достижения шумеров в математике. Впрочем, в этой области шумеры в основном ориентировались на мистическую составляющую - священным числом у них считалось число «60» (по мнению учёных, именно от шумеров мировая цивилизация унаследовала разделение минуты на шестьдесят секунд, часа на шестьдесят минут), особое внимание уделялось также числу «12» (поэтому в году было 12 месяцев). Шумерская система счёта вообще была полностью привязана к числу 60, поэтому её именуют шестидесятеричной (как современную система счёта, ориентированную к числу 10, называют десятеричной).
Впрочем, у шумеров были не только точные виды научных знаний, но и гуманитарные. Так, шумеры вели собственные исторические хроники, хотя историческая концепция шумеров и сводилась к перечислению правивших в разных шумерских городах царей и краткому описанию их деяний. Однако даже в таком ограниченном формате шумерские историки создавали собственные концепции и формировали образ непрерывного исторического развития и преемственности своей цивилизации. Успехи шумеров в медицине были куда скромнее: врачевание у них сводилось к определению внешних симптомов заболевания и лечении их с помощью различных трав, но в первую очередь к различным очистительным ритуалам, молитвам, заклинаниям и тому подобному.
Наконец, благодаря упоминаниям в письменных источниках шумеров мы знаем о первой известной системе школьного образования.
9 слайд
В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны. Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.
Были найдены тысячи глиняных табличек, содержащих сотни астрономических терминов, математические формулы и астрономические таблицы - эфемериды, при помощи которых шумеры предсказывали солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучая древнюю астрономию современные ученые обнаружили замечательную точность эфемерид, хотя совершенно непонятно, каким образом их рассчитали и для чего это было сделано.
10 слайд
Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э. в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих.
А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества.
11 слайд

12 слайд
Зодиак был еще одним изобретением шумеров, которое в дальнейшем усвоили другие цивилизации. Однако шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как делали после них много веков при составлении гороскопов. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. Каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего две тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? На этот и многие другие вопросы, появляющиеся в результате знакомства с шумерской наукой, возникшей как будто на пустом месте и давшей толчок развития всем последующим цивилизациям, внятного ответа не существует.
13 слайд
Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире солнечно-лунном календаре.Этот календарь состоял из 12 лунных месяцев,составлявших приблизительно 354 дня,а затем к ним прибавили еще 11 дополнительных дней ,чтобы получить полный солнечный год.
МЕДИЦИНА
14 слайд
В библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок и работал большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины происходили от слов, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах и операциях, например, об удалении катаракты. Указывалось на необходимость применения спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась продуманным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения - как терапевтического, так и хирургического.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
15 слайд
Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения.
Важное значение имело также скотоводство.
РЕМЕСЛО
16 слайд
Высокого уровня достигла шумерская металлургия.Уже в начале 3 тыс . до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия ,а в конце 2 тыс.до н.э. вступили в железный век.
С середины 3 тыс. до н.э. в производстве посуды применялся гончарный круг.
Развиваются ремесла такие как : ткацкое,камнерезное, кузнечное.Идет широкая торговля( Египет,Иран,Индия и другие страны государства Малой Азии).
17 слайд
В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды - этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди. Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.
18 слайд
Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова. Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды - оловянного камня - довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.
19 слайд
Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутсвовали, то наличие там серебра ,золота, меди и свинца уже в первой половине ||| тысячелетия до н. э . указывает значительную роль обмена в шумерском обществе того времени.В обмен на шерсть, ткани, зерно , финики и рыбу шумеры так же получали взамен и дерево.
Чаще всего, конечно, происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полу- грабительские экспедиции.Но надо думать что уже тогда временами происходила и подлинная торговля ,которую вели тамкары- торговые агенты храмов,царя и окружавшей его рабовладельческой знати.
Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения,хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным.Уже по документам из Шуруппака видно,что медь выступала в качестве меры стоимости ,а в последствии эту роль играло серебро.К первой половине ||| тысячелетия до н.э. относятся упоминания относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель.Наряду с продавцом земли или дома ,получавшим основную плату,в текстах упоминаются еще и так называемые “едоки” покупной цены.Это были,очевидно,соседи и родичи продавца,которым давалась некоторая добавочная плата.В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права,когда все представители сельских общин имели право на землю.Плату получал и писец,который оформлял продажу.
Письменность
20 слайд
Важнейшим достижением шумерской цивилизации было изобретение письменности, именно она составила основу всей культуры шумеров.
Правда, некоторые учёные предполагают, что письменность шумеров могла быть ими воспринята от более древней, пока неизвестной науке цивилизации. Однако до сих пор не найдено никаких заслуживающих доверия свидетельств того, что у шумеров были какие-либо «культурные предшественники», так что историки продолжают считать их изобретателями собственной письменности. А вот уже последователи шумерской цивилизации, аккадцы, вавилоняне и представители прочих культур Месопотамии заимствовали клинопись именно у шумеров.
Различные народы вносили как технико-графические изменения, так и содержательно-стилистические (например, знаменитый памятник литературы Междуречья «Эпос о Гильгамеше» имеет шумерское происхождение), однако в основе своей шумерская система клинописи сохранилась. Её считают универсальным научно-ритуальным языком всего региона, подобием латыни для Средневековой Европы. Литература шумеров носила религиозный характер, описывая различные мифы, связанные с героями и богами, молитвы, возносимые к божествам, и так далее. Но большое количество сохранившихся текстов имеет и практически-хозяйственное содержание: многие специалисты даже полагают, что именно необходимость в упорядочивании хозяйственной жизни и породила письменность у шумеров. Что же касается религиозных гимнов и сказаний, то они могли бы существовать и в устной форме.
Шумеры сильно отличались от окружавших их народов и прежде всего своим языком.
Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том ,чтобы писать на глиняных табличках.
Историки называют шумерское письмо “клинописью”. Не очень нужные записи потом можно было стереть,а таблички с важными документами обжигали на огне,и они становились твердыми как камень.
21 слайд
Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи.
Как показывает практика, обнаружить памятники древней письменности - это полдела, нужно её ещё и расшифровать. Например, легендарный Фестский диск, обнаруженный на Крите, вот уже более века является одной из главных загадок исторической науки – так как если учёные смогут разгадать нанесённую на него надпись, тогда существенно повышаются шансы узнать как можно больше о древней минойской цивилизации. Так что расшифровка письменности шумеров , осуществлённая уже в середине XIX века, сыграла огромную роль в получении знаний о Шумере и ряде других цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.
История расшифровки шумерской письменности показывает, что далеко не всегда те исследователи, которые действительно совершают прорыв в изучении той или иной проблемы, получают заслуженное признание. Так случилось с немецким лингвистом Георгом Фридрихом Гротефендом. Будучи ещё весьма молодым человеком, Гротефенд заинтересовался знаменитой Бехистунской надписью в Иране - выбитым на скале по приказу персидским царём Дарием II в VI веке до нашей эры текстом, сделанным по поводу определённого знаменательного события. Европейские учёные и путешественники к концу XVIII столетия уже доставили первые варианты этой надписи, перенесённые на бумагу. Текст состоял из трёх частей на разных языках, одним из которых была аккадская клинопись, основанная на древней шумерской клинописи.
Гротефенд выделил в тексте несколько комбинаций клинописных знаков, которые были, во-первых, почти идентичны, во-вторых, повторялись в тексте чаще всего. Сделав предположение, что эти сочетания знаков являются именами персидских царей и выяснив, какие официальные формы именования царей были приняты, он перевёл две похожие надписи: «Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид» и «Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид». Таким образом, он смог определить значение примерно полутора десятков клинописных знаков. В 1802 году Гротефенд представил своё исследование на Геттингенском научном обществе, но в тот момент его открытие не было признано: во-первых, подобный способ дешифровки ещё не был опробован, во-вторых, Гротефенду, которому на тот момент не было ещё и тридцати, не хватило авторитета в научных кругах. Открытие учёного, который первым среди европейцев узнал значение знаков шумерской письменности, было забыто на полвека.Повторно совершил открытие шумерской письменности, но удостоился главных лавров британский археолог и лингвист сэр Генри Роулинсон. Главная заслуга Роулинсона заключается прежде всего в том, что он составил полную копию Бехистунской надписи. Дело в том, что сама надпись сделана на высокой скале, видимо, с двойной целью: во-первых, чтобы она была видна издалека, во-вторых, чтобы избежать осквернения надписи и содержащихся в ней имён царей и богов, считавшихся священными. В связи с труднодоступностью Бехистунской надписи до Роулинсона у европейских учёных были лишь приблизительные и неполные рукописные копии - то, что очевидцы на месте могли разглядеть с поверхности земли.
Роулинсон же потратил около десяти лет жизни (со значительными перерывами) на составление полной копии надписи. Для этого он в прямом смысле рисковал жизнью, взбираясь на опасную скалу и даже организовав собственный спуск по верёвке в люльке к надписи. Впрочем, в самое опасное место он так и не смог добраться, поэтому там надпись копировал местный мальчик, имевший большой опыт скалолазания. Что же касается непосредственно расшифровки клинописи, то здесь Роулинсон практически до мелочей повторил методику Георга Гротефенда, взяв в качестве ключа те же самые надписи о Дарии и Ксерксе. Сам Роулинсон утверждал впоследствии, что на момент работы с текстом не знал о работе Гротефенда, что весьма вероятно - до обнародования расшифровки Бехистунской надписи о выдающемся немецком лингвисте и его исследовании начала XIX века практически не вспоминали.
К тому же Роулинсону и его последователям крупно повезло. Во-первых, Роулинсон был специалистом по древнеиранскому языку, родственному одному из языков Бехистунской надписи. Это помогло ему в определении имён и географических названий, которые он впоследствии сравнил с аналогичными местами в клинописном тексте. Во-вторых, через некоторое время во процессе раскопок была обнаружена огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, состоявшая из глиняных табличек. И среди этих табличек были обнаружены словари, в которых шумерские символы переводились на вавилонский и хеттский языки. Это значительно облегчило жизнь учёным, особенно после того, как Роулинсон выдвинул предположение о полифоничности шумерских клинописных знаков, то есть их различном звучании в зависимости от контекста и от места в слове.
Окончательно же научное сообщество констатировало, что ключ к расшифровке шумерской письменности найден (при том, что неразгаданные символы, в основном древнего этапа формирования клинописи, неразгаданны до сих пор), в 1857 году. Тогда в Лондоне одновременно оказались четыре специалиста по древней письменности, в число которых входил и Роулинсон. Всем учёным предложили до того неизвестный текст, выполненный шумерской клинописью, для самостоятельного перевода. Спустя некоторое время учёные предоставили свои варианты и они оказались в основной части, не считая нюансов, одинаковыми. Так было подтверждено наличие у науки универсального способа чтения шумерской письменности.
22 слайд

В шумерском сказании о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урук в период 2700—2600 гг. до н.э., упоминается древний Город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана и известный, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает ста и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор. Для нас, но не для авторов упомянутого эпического повествования. Они точно знали, что в древнем городе жили боги: «Это был город, где жили те, кто повелевал. А жили там аннунаки, и охраняли их разящие насмерть лучи».
23 слайд

Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.
Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.
В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.
К сожалению, в силу уже упоминавшихся особенностей региона обитания шумеров, некоторые виды искусства этой цивилизации не сохранились - это касается практически всего изобразительного искусства. Однако и то, что дошло до нас, позволяет судить о насыщенности и разнообразии искусства шумеров. Вот основные из видов шумерского искусства, о которых у учёных имеются достоверные сведения: роспись керамики - наиболее древние из сохранившихся образцов искусства шумеров. Самые ранние образцы росписи датируются концом IV тысячелетия до нашей эры. При этом присутствуют, как и древние мотивы (геометрические фигуры, орнамент, символические изображения живых существ), так и первые «изобразительные рассказы», которые с помощью более совершенных в техническом отношении рисунков рассказывают определённые сюжеты;
Глиптика - специфически месопотамский вид искусства, резьба на печатях цилиндрической формы. По всей поверхности цилиндра наносилось рельефное изображение, которое при наложении на поверхность сырой глины оставляло чёткий отпечаток. Подобные изображения имели как узкопрактический смысл (это были печати царей, жрецов, различных должностных лиц, военачальников и городов), так и выполняли повествовательную функцию, то есть рассказывали о различных событиях, играли роль современных газет и «выпусков новостей»;
Металлопластика, ювелирное искусство - оценить этот вид шумерского искусства можно в первую очередь по погребальному инвентарю. Как и практически все древние цивилизации , шумеры устраивали из погребений своего рода «походный запас» - по их верованиям, в загробной жизни людям могли понадобиться вещи из реальной жизни, так что в могилы царей и знатных людей помещали множество ювелирных украшений. Исследования показывают, что шумерские ювелиры достигли большого мастерства в работе с драгоценными металлами и камнями, произведения из которых отличались тонкой работой и изяществом;
Скульптура - первыми доступными образцами являются небольшие каменные статуэтки, имевшие, скорее всего, посвятительный магический характер и поэтому изображавшие фигуры богов весьма символически и условно. Символический подход к скульптурным изображениям сохранился у шумерских художников и в дальнейшем - статуи богов, с определённого момента достигшие человеческого роста, должны были служить для молитвы и поклонения, а не для восхищения их внешним видом. Однако скульпторы владели всеми необходимыми навыками, о чём свидетельствуют достаточно правдоподобные изображения на барельефах и стелах.
Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…
О шумерском языке известно многое…
Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации голоса из глубины веков у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским.
Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.
Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.
Но пока что лингвисты не могут похвастаться: происхождение и связи шумерского языка не установлены, следовательно, нет ответов на вопросы, где сформировался шумерский этнос, каким маршрутом пришёл в Месопотамию и какие этносы формировались вместе с ним. При этом гипотез на эту тему создано множество и вот несколько из них:
родство с сино-тибетской языковой семьёй (современные представители - диалекты китайского языка, языки Тибета и народов Юго-Восточной Азии). Наиболее современная и имеющая наивысшие, хотя и оспариваемые, шансы на успех теория;
родство с финно-угорской языковой группой. Есть данные о нескольких сотнях лексических соответствий, однако выявить в них системные совпадения пока не удаётся;
родство с картвельской языковой семьёй, представленной группой языков, на которых разговаривают различные этнические группы на территории Грузии;
родство с тюркской языковой семьёй, более конкретно - с современным турецким языком. Турецкие лингвисты выявили полторы сотни фонетических совпадений в турецком и шумерском языках, однако их доводы спорны из-за неоднозначности реконструкций шумерской фонетики;
родство с так называемыми языками мунда - языками древнейшего доарийского населения полуострова Индостан. Носители этих языков обитали на северо-востоке полуострова и, по некоторым предположениям, именно из этого региона и могли прийти в Междуречье шумеры ;наконец, экзотическая теория, основанная на том, что шумерская цивилизация была создана носителями внеземного разума, которые, помимо других культурных нововведений, «подарили» шумерам также и язык с письменностью. По логике сторонников этого предположения, это объясняет тот факт, что родственные связи шумерского языка не установлены – так как он имеет инопланетное происхождение…
24 слайд
Шумеров зачастую называют первой настоящей цивилизацией. При всём относительном характере подобного определения в нём есть элемент объективности – так как настоящий характер цивилизации можно понять лишь по её культуре, которую невозможно более или менее целостно восстановить без письменных источников. Шумерская же цивилизация является первой «литературной», знания о которой мы черпаем в основном именно из письменности, поэтому её вклад в мировую культуру весьма существенен.

РЕЛИГИЯ
25 слайд
Согласно текстам глиняных табличек, аннунаками шумеры называли «богов-пришельцев», которые прибыли с другой планеты и обучили их грамоте передали свои познания и навыки из многих областей науки и техники.
Согласно клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над Землей воздушный коридор, простирающийся над бассейном рек Тигр и Евфрат. А на поверхности Земли этот коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших роль «дорожных указателей», по которым мог ориентироваться и при необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку космического корабля. Самым важным из таких пунктов была, несомненно, гора Арарат, возвышающаяся более чем на 5000 м над уровнем моря. Если провести на карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом 45°. В точке пересечения этих линий находился шумерский город Ситщар (дословно «Город Птицы»). Здесь и находился древний космодром, на который садились и с которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук.
К юго-востоку от города, вдоль осевой линии воздушного коридора, заканчивавшегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой линии или с небольшими (до 6°) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов; Киш, Ниппур, Ларса, Ибира, Лагаш, Эриду. Центральное место среди них — и по расположению, и по значению — занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку. Все эти пункты стали, выражаясь современным языком, «градообразующими предприятиями», вокруг них постепенно выросли поселения, превратившиеся в дальнейшем в крупные города.
На протяжении ста лет планета Мардук (Нибиру) находилась на достаточно близком расстоянии от Земли, и именно тогда к землянам из космоса регулярно наведывались «старшие братья по разуму». Расшифрованные клинописные тексты позволяют предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках десанты из механических роботов или биороботов.

26 слайд

Шумерские печати, самые ранние образцы которых датируются примерно 3000 г. до н.э. Это были каменные цилиндрики высотой от одного до шести сантиметров, нередко с отверстиями: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее.
На рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.
На первом секторе таблички видно, как экипаж включает аппаратуру посадочной системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой космонавтов Мавдуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из сохранившихся надписей во втором секторе таблички. В третьем секторе приводится последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю. Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Ниньи». Четвертый сектор содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, вести корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.
По мнению французского ученого Мориса Шателена, круглая табличка представляет собой не что иное, как руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы. Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны момент и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включения тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку. Все сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов.
Известно, что и египетская, и шумерская цивилизации возникли внезапно и для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности, в частности в области астрономии. Изучив содержание шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках Захария Ситчин пришел к заключению, что в Древнем мире, охватывавшем Египет, Ближний Восток и Месопотамию, должно было существовать несколько таких мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук, И такие места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.
27 слайд

28 слайд
ПАДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

29 слайд

30 слайд
23558514191Спасибо за внимание !00Спасибо за внимание !
31 слайд