Презентация к психологическому семинару: Развитие восприятия у обучающихся коррекционной школы YIII вида


Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение)- это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ Эталоны цвета Семь цветов спектра Эталоны формы Геометрические фигуры Эталоны величины Метрическая система мер Эталоны вкусового восприятия 4 вкуса: соленый, сладкий, кислый, горький Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия. Доступность. Доступность игры предполагает обеспечение ребенку возможности принимать в наибольшей степени активное участие в выполнении игровых действий. При этом степень самостоятельности ребенка может быть различной. На этапе знакомства с новой игрой ребенок может выполнять игровые действия вместе с взрослым. Взаимодействие со взрослым и интерес к деятельности являются основными показателями доступности (то есть соответствия возможностям) игры для ребенка. На этапе закрепления соответствующих игровых действий предполагается самостоятельная деятельность ребенка, поэтому ему предлагается хорошо знакомая игра. Связь с жизненным опытом и интересами ребенка. Игра тем понятнее и привлекательнее для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, чем ее содержание ближе к его личному жизненному опыту. В связи с этим содержание предлагаемых игр необходимо строить в опоре на имеющиеся у ребенка знания и опыт деятельности. Таким образом, они будут актуальны, доступны и интересны для ребенка на данный момент. Благодаря этому игры будут способствовать уточнению, закреплению и расширению собственного действенного и чувственного опыта детей, обеспечивать развитие умения применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, для решения разнообразных проблемных ситуаций. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Эмоциональность. Любая игра должна доставлять ребенку много радости: как от самого его процесса, так и от результата, к которому приводит выполнение игровых действий. Радость и удовольствие от участия в игре ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает не сразу. Зачастую проходит достаточно продолжительное время, когда у ребенка возникают положительные переживания от собственной деятельности. Ускорить этот процесс может эмоциональная ангажированность взрослого, который всеми доступными для него средствами (речь, мимика, пантомимика) старается вызвать у ребенка положительный настрой, эмоциональные реакции (улыбку, смех, удивление и др.). Такое яркое эмоциональное сопровождение взрослым игры постепенно приучает ребенка к тому, чтобы самому проявлять эмоции во время выполнения игровых действий. Помимо этого, эмоциональность проявляется и в положительной оценке деятельности ребенка, его старания и успехов в процессе игры. В процессе игры ребенок всегда достигает успеха, что постепенно развивает в нем чувство уверенности в собственных силах и возможностях Вариативность. Общеизвестно, что для овладения знаниями и умениями детям с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо большее количество повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Именно игры, направленные на сенсорное развитие позволяют обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к содержанию и деятельности. Для детей с интеллектуальной недостаточностью частое обращение к одним и тем же дидактическим играм и выполнение однотипных действий не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Наоборот, дети с проблемами в интеллектуальном развитии, имея возможность выбора для самостоятельного использования, чаще предпочитают новым играм хорошо знакомые, участие в которых дается им без особого труда и доставляет удовольствие. Следование их желаниям может привести к тому, что они овладеют лишь ограниченным количеством игр и игровых действий и не смогут приобретенные знания и умения перенести в другую ситуацию, на другой материал. Чтобы избежать этого и вместе с тем обеспечить повторность содержания и действий, необходимо предлагать игру в разных вариантах. Динамичность. Каждая игра — это разворачивающееся во времени действо, которое определяется сменой выполняемых игровых действий. Она увлекает ребенка, если выбирается соответствующий темп выполнения им действий. Этот темп определяет педагог с учетом специфики деятельности каждого ребенка, обеспечивая решение поставленных задач. Особо важно обеспечить темп деятельности детей в случае, когда игра проводится с подгруппой детей. Как правило, степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, даже когда их всего 3-5 человек, различны. Соответственно педагогу необходимо прилагать большие усилия, чтобы обеспечить единый темп деятельности. Для этого ему необходимо, например, оказывать некоторым детям индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за остальными. Благодаря этому все дети в одно время решают игровую задачу и достигают результата игры. Готовность педагога к проведению игры. Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:а)        направленность на решение поставленных задач;б)        доскональное знание содержания игры;в)        правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;г)        выбор и подготовка материала для игры;д)        выбор места для игры;е)        поощрение достижений детей;ж)        способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию. : “Зрительное восприятие предметов”.Задачи:Развитие прослеживающего движения глазного яблока.Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).Концентрация внимания на предмете.Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке. “Формирование представлений о форме предмета”.Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.Задача:Учить сравнивать предметы и находить сходства.Игра: “Найди такой же”.Задание : “Идентификация предметов по форме”.Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.Игра: “Найди такой же по форме”.Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”. Упражнение 2 На какую геометрическую фигуру похожи предметы? “Формирование представлений о величине предмета”.Задачи:Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”. “Формирование представлений о размерах предметов”.Задачи:Дифференциация размера предмета по следующим признакам:высокий – низкий,широкий – узкий,длинный – короткий.Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции. Упражнение 3 Распредели животных по их настоящей величине, начиная с самого маленького. “Формирование представлений о цвете предмета”.Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.Игра: “Выбери по цвету”.Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон). “Формирование представлений о цвете”.Задача:1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции. “Формирование целостного образа предмета”.Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь Коррекционные упражнения по формированию зрительного восприятия и пространственной ориентировки активно включаются в уроки русского языка и коррекционные занятия.Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Материал должен быть у учителя (крупный – для работы у доски) и у каждого ученика на парте (меньших размеров).Цель занятий – подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности. Воспроизведение образца. Учитель выкладывает на доске сочетание из трех полосок бумаги. Образец тщательно анализируется, а затем ученики воспроизводят его у себя на партах, при необходимости сверяя свою работу с изображением на доске. Этот вид упражнений способствует обучению навыка списывания.Выполнение образца по памяти. Предлагаемый образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики самостоятельно выполнят упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки. Это зрительный диктант, развивающий зрительную память,       самоконтроль, способствующий формированию навыка списывания как подлинного акта письма, а не только копирования.Выполнение упражнений по словесной инструкции направлено на формирование таких сложных психических функций, как зрительное представление и предметно-пространственное воображение. Вырабатывается слуховое внимание, умение понимать обращенную к ним речь. 1. Различение наиболее распространенных цветов (черный, коричневый, красный, желтый, синий, зеленый, белый). Обычно для первых упражнений берутся одновременно две – три полоски.Задания:назвать все цвета; назвать все цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;распределить полоски так, как на доске;запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;выполнить упражнение по словесной инструкции учителя. 2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д.Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены. 3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например: 4.Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа. Упражнения с геометрическими фигурамиИнтересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.В качестве примеров можно рекомендовать следующее: 8. «Узнай изображение»Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти). Упражнение 4 Сколько грибов и листьев «спрятано» на рисунках? Упражнение 6 Назови, что «спрятал» художник в картинках. Упражнение 7 Какие виды транспорта изображены на рисунке? Наложенные изображенияСосчитай все грибы 7 класс Наложенные изображенияСосчитай и назови животных 6 класс Упражнение 5 Узнай предметы по их теневому силуэту. Найди пары. Какой предмет лишний? Упражнение 1 Найди 5 отличий. Найди отличияОстрова 6 класс Найди отличияВеселые бельчата 7 класс Найди отличия Лесовичок 7 класс Работа с таблицей Назови птиц 6- 7 класс Работа с таблицейНазови и покажи какие ты знаешь ягоды. 7 класс Работа с таблицей.Покажи и назови животных, которых ты знаешь 6 класс Времена года 6 классУзнай по основным признакам , изображенным на картине, какое время года и подпиши. Где чей дом? 6 класс С какого дерева ветка 7 класс В чем ошибся художник 6 классЖивотные на водопое В чем ошибся художник ? Природные зоны 7 класс Собери картинку 7 класс Заполни таблицу 6 класс Литература 1) З. Е. Агранович «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания: Наглядное пособие» 2) А. В. Запорожец «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.  3) http://adalin.mospsy.ru/l_01_13.shtml 4) http://eruditonline.ru/1045-najdite-5-10-12-otlichij/