Урок по литературному чтению. Творчество А.С. Пушкина 1 класс ФГОС


Тема: «Творчество А.С.Пушкина»
Класс:1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с биографией и творчеством А. С. Пушкина; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, желание собирать свою детскую библиотеку; учить сравнивать стихотворения и сказки
Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина для детей;
вспомнить особенности русских народных сказок (составляется народом)
создать условия для развития навыков правильного и выразительного чтения, чтения по ролям;
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
способствовать формированию умения выделять главное.
воспитывать интерес к чтению;
расширять читательский кругозор на примере творчества А.С.Пушкина
Планируемые результаты:
Предметные: научатся рассказывать наизусть отрывок из стихотворения, соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке, определять название сказки на основе иллюстрации.
Планируемые УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет.
Личностные: адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Используемые методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (упражнения, работа с книгой), репродуктивный, исследовательский
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, магнитофон, фрагмент песни «Где водятся волшебники», учебник, книги Пушкина, фрагмент аудиосказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
Используемые источники информации:
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д. Берестов Учебник «Русская азбука» для 1 кл. – М.: Просвещение, 2008, с.218-219
О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.- М.: Вако, 2005
http://detkam.e-papa.ru/mp/98/1422.html - аудиосказка «Сказка о рыбаке и рыбке»
http://www.rjevka.com/kids/kidsfun/songs/2318?page=20 – песня «Где водятся волшебники»
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
- По обычаю уже, говорю вам- «Здравствуйте!»
Возле парт все подтянулись и друг другу улыбнулись.
Сначала пусть сядет наша красота,(девочки) а теперь наша сила (мальчики)
-Ребята, наш урок будет не совсем обычный. Во-первых, потому что у нас много гостей, обернитесь, поздоровайтесь, посмотрите на них, чтобы больше не оборачиваться и не отвлекаться
II. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности
- А что ещё сделает наш урок необычным, вы узнаете, когда послушаете отрывок из песни. Слушайте внимательно. Потом я задам вам важный вопрос.
(звучит отрывок из песни «Где водятся волшебники»)
- Ответьте пожалуйста на вопрос, где же водятся волшебники?
- Правильно, в сказках.
-А кто сочиняет сказки? (писатели)
- Давайте подумаем, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о сказках, писателях)
- А какие же задачи перед нами стоят, что мы должны сделать?
(Ответы детей)
-Да, темой нашего урока будет изучение «Творчества Александра Сергеевича Пушкина», мы узнаем о жизни писателя, вы узнаете о произведениях, написанных Пушкиным, прочитаете отрывки из некоторых произведений, послушаете стихотворения, сказки. Кто уже сам читал книги Пушкина? Какие?
- Вспомните, какие сказки встретились нам в кроссворде? («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Петушок золотой гребешок»)
- Чем похожи эти сказки? Кто их написал?
- В нашем кроссворде встретились герои русских народных сказок, которые сочинял русский народ. А сегодня на уроке мы познакомимся с авторскими сказками, которые написал Александр Сергеевич Пушкин.
III. Актуализация опорных знаний.
- А урок мы начнём с разминки, которую проведут известные герои.
Послушайте первую загадку:( слайд 2)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка) (по щелчку появляется слово – ответ и картинка)
- Белочка ловко и быстро скачет по деревьям, а мы попробуем также быстро выполнить интересное задание: прочитать цепочку слогов: с права на лево тихо, а с лева на право – громко
(дети хором читают слоги) (слайд3)

- Дальше давайте попробуем соединить эти слоги в слова, стрелочки вам будет указывать на слог, с которого слово начинается (дети читают вслух по одному) (передвижение стрелки по щелчку)
- Сколько слов получилось? (ответы детей)
- Внимание, вторая загадка: (слайд 4)

В воде она живёт,
Нет клюва, а она клюёт. (рыба) (по щелчку появляется слово – ответ и картинка)
- В морских водах много интересных рыб, и не менее интересные ребусы вам предлагается разгадать.
(дети отгадывают слова, зашифрованные ребусами: в ребусах зашифрованы слова «гроза, аист, дятел») (слайды 5-7, по щелчку появляется слово – ответ и картинка)

- И, наконец, третья загадка: (слайд 8)
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко, вот и вся загадка. (кот)
- Кот очень умное и хитрое животное. Давайте и мы проверим свой ум и сообразительность: вам предлагается отгадать примеры, составленные не из цифр, а из букв. По другому называются ребусы.(слайд 9)

1) лён +к
2)газ +л
3)рот+т
Физкультминутка.
-Скажите, о каком животном мы знаем физкультминутку? Давайте немного отдохнём
(дети делают движения и проговаривают слова)
В зоопарке ходит слон,Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)Раз, два, три — вперёд наклон,Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)Головой качает слон —Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
3. Первичное усвоение новых знаний.
- герои, о которых вы отгадали загадки живут в произведениях великого русского писателя, имя которого знакомо нам с раннего детства. Узнать фамилию писателя вы сможете, если справитесь в кроссвордом. (слайд 10)

- Слова можно отгадывать не по порядку. Итак, с какой строчки начнём отгадывать? (дети называют с какой строчкой работаем, например, с первой) (клик по выбранной строчке – появляется задание, 2-ой клик по строчке – появляется слово и картинка – иллюстрация, затем задание и картинка-отгадка исчезают – анимация «после предыдущего, задержка 2 секунды»)
(Когда окрылись несколько букв в розовом столбике, можно остановиться и спросить, может кто-нибудь уже готов сказать фамилию):
- Посмотрите внимательно на розовый столбик. Мы уже определили несколько букв. Кто догадался, какая фамилия здесь записана?
(Если дети не ответили правильно, значит, работа по отгадыванию кроссворда продолжается).
- Итак, какая фамилия получилась?
-А кто знает имя и отчество Пушкина? (слайд 11)

-Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году, а умер – в 1837 году.
5 Рассказ учителя
-Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799года в Москве. Перед вами дом, в котором Пушкин родился. (слайд 12)

- Ещё будучи маленьким поэт начал писать свои стихи. Когда писателю исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей – так называлось учебное заведение. Там писатель встретил настоящих друзей и пронёс эту дружбу через всю жизнь. Посмотрите на здание лицея того времени и на то как оно выглядит сейчас. (слайд 12)
Работа с учебником
- Откройте пожалуйста учебник на странице 218 и прочитаем, что написано о Пушкине там. (Читает хорошо читающий ученик ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют гордостью нашей Родины? (выслушиваются ответы детей)
- Совершенно верно, Пушкин написал много произведений: это и сказки, и стихи, и рассказы, и повести и романы для взрослых. На нашей выставке вы можете увидеть некоторые произведения. (выставка книг)
Чтение отрывков стихотворений подготовленными учениками
- Наши одноклассники выучили один отрывок из произведения Пушкина и сейчас прочитают его наизусть.
(чтение отрывка «У Лукоморья дуб зеленый» несколькими учащимися)
- Кто уже слышал эти слова? Из какого произведения А.С. Пушкина этот отрывок?
- Вы услышали отрывок не из сказки, а из большого стихотворного произведения – поэмы, которая называется «Руслан и Людмила».
- Иллюстрация в учебнике подходит к отрывку. Рассмотрите её.
- Знаете ли вы, кто повлиял на творчество Пушкина, от куда он узнал так много сказок?
-В детстве у маленького Саши была няня. Кто знает её имя? (Ответы детей)
-Няню звали Арина Родионовна. (слайд 13) Она рассказывала будущему поету много сказок. Маленький Пушкин их слушал с удовольствием. А позже написал сам свои сказки.
6. Первичная проверка понимания
Беседа
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
(выслушиваются ответы детей)
Работа с учебником
- Давайте прочитаем отрывок, а затем вы скажете, из какой он сказки?
(Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком отрывка на стр.219)
- Из какой сказки отрывок?
-Какие персонажи встретились? Какие слова были непонятны? Словарная работа
Повторное чтение отрывка детьми
Беседа
- О чем спрашивал царевич у месяца?
- Почему он ее искал?
- Помог ли месяц царевичу?
Чтение по ролям
- Давайте попробуем прочитать этот отрывок по ролям. Чьи слова здесь можно выделить? (автора, царевича, месяца)
- Были ли ошибки у детей при прочтении по ролям?
- Что сказочного, необычного в этом отрывке?
- Давайте покажем нашим гостям, какие чудеса есть в одной из наших зарядок.
Физкультминутка «Чудеса у нас на свете».
Чудеса у нас на свете, стали карликами дети (показали «карликов», присев на корточки)
А потом все дружно встали, великанами мы стали. (показали «великанов», потянувшись вверх)
7. Первичное закрепление
Работа с интерактивной доской
-Сейчас вам надо подумать над вопросами викторины и определить по иллюстрации правильное название сказки. Будьте внимательны. Кот учёный будет вас проверять.
(слайды 14 – 16)

8. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? Какие произведения Пушкина вы запомнили? Посмотрите на слайд и назовите, обложки каких сказок Пушкина здесь представлены. (слайд 17)
- А теперь поднимите руки те, кому понравилась сегодня его работа на уроке? Кому было не всё понятно? Почему? В конце урока мне хочется произнести слова: «Всем спасибо за работу!» (по щелчку эти слова появляются на слайде 17)