Конспект урока по литературному чтению в 3 «А» классе. Тема: Творчество А.С. Пушкина


Конспект урока по литературному чтению в 3 «А» классе.
Тема: Творчество А.С. Пушкина Цель: Углубить знания о жизни и творчестве поэта. Знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств.
Задачи: развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность;
Работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас
Воспитывать любовь к русской классической литературе, воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников;Развивать творческие способности школьников.
 
Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись романса А.Доргомыжского «Я вас любил», музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»
Подготовка к уроку: Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение стихов и рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, заучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина, конкурс чтецов, выставка детских работ по сказкам поэта.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран
По - моему велению,По нашему хотениюДоставь-ка, нас экран волшебныйДо места назначения.Крибле, крабле, бумс
Слайд 1
- Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.
- И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.
Слайд 2.
Портрет поэта, чтение строк из стихотворения Н.Саженковой «Есть много людей знаменитых на свете..»3. Повторение.
Слайд 3
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают шторки)
.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы.
Слайд 4 (дети проверяют ответы на экране)
1.Когда родился А.С..Пушкин?
2. В каком городе?
3. Где учился поэт?
4. Какой роман в стихах вы знаете?
5. Какое время года поэт любил больше всего?
6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»
- Давайте вспомним этот отрывок (читает заранее подготовленный ученик)
Слайд 5 (проверка на экране)
-Продолжим нашу беседу.
- Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)
- Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в лицей? (12 лет)
- Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?
- Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка, няня и крестьяне семьи Пушкиных.)
- А.С Пушкин очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.
(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы и былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
********
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя, Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный, отдаленный путь: 
Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь…
- Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
4. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
- А сейчас, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.
Слайд 6
- Какие строки относятся к произведениям А.С.Пушкина? (дети выбирают верные ответы на экране)
-Молодцы, ребята. Продолжаем!
Слайд 7
- Поменяйте местами строки, так, чтобы получилось стихотворение (работа с экраном)
- Из какого произведения эти строки? Молодцы!
Слайд 8
- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)
1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)
2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)
3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)
Слайд 9
- Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки? (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)
Слайд 10
- Перед вами сундук со сказками, распределите картинки по группам. (работа с экраном)
(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)
Слайд 11
- Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.
Слайд 12
В 1899 г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы.
- В кого по сказке превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из этой оперы и догадаться, о каком перевоплощении князя Гвидона говорит музыка? («Полёт шмеля»)
- Что объединяет литературный текст и музыку?- Что изобразила музыка?
Слайд 13
- В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.Назовите их (работа с экраном)
- Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна - Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)
Слайд 14
- На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –
А. Доргомыжский «Я вас любил»
Слайд 15
- 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Плещеева
Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу…..
- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.
- И сейчас ученики нашего класса прочитают стихи собственного сочинения, которые они посвятили А.С.Пушкину. (Стихи читает Шишкин П., Юницкая А.)- Все вы, ребята, молодцы, замечательно справились со всеми заданиями Спасибо вам, ребята, за работу.
И в заключении предлагаю вам посмотреть музыкальный мультфильм в современной обработке, стихи А.С.Пушкина, музыка композитора Анатолия Быканова «Сказка о попе и работнике его Балде»