Подвижные игры, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва


Полет фантазии
Подвижные игры на отдыхе

Однажды мы с друзьями отдыхали в пансионате и решили подвигаться и поиграть. Выбирать давно известную детскую игру не хотелось, и мы начали фантазировать. В результате придумали несколько игр, которые можно использовать и во время отдыха, и на уроках физкультуры.

Ассорти
Мы собрались перед корпусом со всем спортивным инвентарем, который у нас был: тарелка фрисби и несколько мячей – волейбольный, для американского и обычного футбола. Каждый предлагал что-то свое и не хотел подстраиваться под других. Очень быстро дело зашло в тупик.
Хорошо, что среди нас оказался один человек, способный идти на компромиссы. Он предложил нам (нас было двенадцать человек) встать в круг и передавать имеющийся в руках мяч или инвентарь правильным для «его вида спорта» способом, причем только игроку, у которого нет в данный момент другого инвентаря.
Сначала это было непросто, ведь следить приходилось за четырьмя имеющимися в игре предметами. Мы упростили задачу и поиграли какое-то время только двумя предметами, потом тремя. На этот раз, когда вводили четвертый, договорились называть имя игрока, которому адресуется передача, – этот вариант можно использовать в начале учебного года или при организации игры с незнакомыми друг другу участниками, например, в оздоровительном лагере.

Один, два, три
После такой достаточно интенсивной разминки мы решили сосредоточиться на чём-то одном. Всех заинтересовал мяч для американского футбола, и мы решили поупражняться в передачах, стоя в кругу: сначала по часовой стрелке, затем против часовой. Потом договорились, что будем менять направление передачи мяча по команде ведущего.
Через некоторое время появилась еще одна идея: а что если передавать мяч не соседу слева (справа) а через одного? Пришлось стать более внимательными, ведь нужно было быстро определить игрока, которому ты направляешь мяч.
А если передавать мяч через двух, к третьему игроку? Это оказалось еще сложнее. Когда мы начали направлять мяч игроку, стоящему через три игрока слева (справа), оказалось, что такой простой прием научил нас видеть не только близстоящих партнеров, но и всю площадку, замечать всех играющих.
Но и на этом мы не остановились, ввели роль активного ведущего игры. Если он подвал команду «Вправо, один!», нужно было сделать передачу игроку, стоящему справа через одного игрока от тебя, а по команде «Влево, два!» – направить влево игроку, стоящему через два игрока от передающего...
Данное упражнение помогает не только отработать технику выполнения передач, но и научиться видеть партнеров по команде.

Одиннадцать
Наигравшись с мячом для американского футбола, мы взяли волейбольный, так как эта игра оказалась подходящей для всех: для мужчин и женщин, молодых и не очень. Волейбольной сетки в пансионате не оказалось, мы стали упражняться в передачах мяча в кругу, стараясь удержать мяч без падения как можно дольше.
Кто-то предложил вместо одиннадцатой передачи выполнять нападающий удар в сторону любого из играющих. Идея понравилась, так как нужно было не только хорошо делать передачи, чтобы дойти до одиннадцатой без падения, но и не оплошать, если тебе достанется одиннадцатый удар.
Этот прием может разнообразить всем известную игру «картошка», например, если договориться, что выполнять нападающий удар по сидящему в кругу разрешается только одиннадцатым касанием.
В зависимости от технической подготовленности играющих количество передач можно уменьшить.

Я знаю пять
Помните детскую игру «Я знаю пять имен мальчиков»? Игрок набивает мяч о пол и перечисляет известные имена мальчиков или девочек. Подобная идея пришла ко мне, когда мы упражнялись в передачах волейбольного мяча в кругу. Например, выполняя передачу, игрок должен назвать одну из:
– пяти рек Европы;
– пяти горных систем;
– пяти стран Африки;
– пяти городов Московской области и т.д. в зависимости от задания ведущего.
Игрок, принимающий передачу, называет следующий географический объект и передает мяч следующему, и так до тех пор, пока задание не будет выполнено.
Задание можно усложнить:
– увеличить количество называемых игроками слов на одну тему (например, не пять, а десять);
– ввести сложную тему (например, называть страны, начинающиеся на определенную букву);
– непрерывно изменять задание (назвав имена на букву А, сразу перечислять имена на букву Б и т.д.).
Нам настолько понравилось это на первый взгляд несложное упражнение, что мы дали волю своей фантазии, предлагая задания из самых разных сфер: математики, истории, музыки, кино, спорта. В результате мы не только получили хорошую нагрузку и отработали технику волейбольных передач, но и расширили свой кругозор.
Если данное упражнение адаптировать к урокам физкультуры, с его помощью можно развивать межпредметные связи и способствовать достижению метапредметных результатов, что как раз и требуют от учителя новые ФГОС.
15