Урок-лекция на тему Питирим Сорокин

В истории науки XX столетия достойное место занимает имя выдающегося русско-американского социолога, культуролога, одного из основоположников теории социальной стратификации и социальной мобильности Питирима Александровича Сорокина, уроженца коми края.
Из воспоминаний Всё началось на севере Руси, в Яренском уезде Вологодской губернии, среди народа Коми или зырян – одной из ветвей угро-финской языковой семьи. Там в с. Турья, я родился 21 января 1889году. Там же умерла моя мать И, наконец, там, в этом обширном крае, я прожил первые 10 лет своей жизни. Эта местность в основном состояла из первозданных лесов, тянущихся на сотни вёрст во всех направлениях. В то время они не были ещё испоганены «цивилизацией». Подобно маленьким островкам в море, затерялись в этих лесных массивах сёла и деревушки коми народа. Две великие реки со своими притоками – Вычегда и Печора – несли через лесную страну прозрачные, как хрусталь, воды Я рад, что прожил детство в этой девственной стране
Мать Питирима, Пелагея Васильевна происходила из коми-зырянского крестьянского рода. Отец Питирима, Александр Прокопьевич, русский, родился и выучился ремеслу в Великом Устюге, имел свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон». Он занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село.
Из воспоминаний Мама была прекрасной, доброй женщиной. Её красота и добрый характер, по-видимому, объясняют, почему отец женился на ней, и почему после её кончины он не искал другую жену, а оставался верным ей до конца
Питирим был вторым сыном в семье. После смерти матери, он и его старший брат остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы. От отца братья получили церковно-реставрационное мастерство.
Из воспоминаний После нескольких лет работы с отцом и Василием я стал лучшим декоратором, художником и чеканщиком, чем они оба. Когда один выдающийся мастер нашего ремесла увидел образцы моей работы, он предложил мне стать его подмастерьем для дальнейшего развития моего таланта
Отец Питирима «стал заливать своё горе водкой, постепенно превращаясь в хронического пьяницу». В один из приступов белой горячки он жестоко избил своих сыновей. Братья покинули его и не встречались с ним до его смерти. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, они получали заказы на роспись и украшение церквей, икон. Тем не менее, учение не было забыто
Из воспоминаний Первым мои учителем была простая крестьянка, которая учила нескольких деревенских детей читать, писать и считать в своём доме. Я помню эту «школу», потому что там я получил самую первую и самую дорогую награду за успехи в учёбе. Это была обёртка от леденца. Ни один из дипломов и почётных званий не окрыляли меня так сильно, как эта простенькая награда. Так или иначе, пусть не всегда посещая школу, но я приобрёл элементарные школьные знания, которые значительно увеличил, жадно читая любые книги, попадавшиеся мне в сёлах Коми края. Помимо чтения моему умственному развитию заметно способствовали беседы и споры с сельскими интеллигентами и просто крестьянами, а также - и особенно – непосредственный опыт преодоления трудных жизненных обстоятельств. Эта настоящая школа жизни расширила мои общие знания.
И так работая в селе, он окончил школу грамоты. А вскоре его жизнь резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца. Он руководил церковно-приходской второклассной школой. Питирим Сорокин вызвался быть проэкзаменованным и он был принят в школу, победоносно пройдя все испытания. Ему выделили стипендию в 5 рублей. В школе изучали церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. Эта школа готовила учительские кадры для деревенских школ. В 15 лет Питирим окончил с отличием школу и получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии Костромской губернии.
Из воспоминаний Мои занятия шли успешно, и за несколько месяцев я завоевал репутацию лучшего студента в классе, был лидером в литературной, научной и политической деятельности студентов Я встречался с разными людьми : крестьянами, рабочими, духовенством, чиновниками, врачами, писателями, журналистами, предпринимателями, представителями различных политических партий всех оттенков Я впитал много новых идей и ценностей, узнал состояние общества
В 17 лет Питирим вступает в партию социалистов-революционеров и активно включается в процесс распространения революционных идей, за что он был арестован и заключён. Тюремный режим был довольно либеральным, политзаключённые свободно общались, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Маркса, Энгельса, Ленина, Дарвина, Толстого. Тюремный опыт подсказал будущему учёному выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара». Через 3 месяца он был выпущен под гласный надзор полиции. Заключение не избавило его от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора, ушел работать пропагандистом в Поволжье. Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам. Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима Сорокина на переезд в Санкт-Петербург. Там его старый приятель помогает найти место репетитора с проживанием в семье. И там же Питирим приступает к достижению своей основной цели – поступлению в университет.
Из воспоминаний Единственный путь стать студентом сдать жёсткий экзамен на аттестат зрелости за все 8 классов гимназии. К тому времени я не был подготовлен к экзамену. Чтобы получить такую подготовку, мне хотелось поступить в одну из вечерних школ. Поскольку у меня не было денег оплатить довольно большую стоимость, я решил использовать возможность бесплатно поступить на Черняевские курсы, одну из лучших школ такого типа. Ещё раньше я узнал, что одним из преподавателей курсов являлся Каллистрат Жаков, первый из Коми, получивший звание университетского профессора
Жаков Каллистрат Фалалеевич, коми этнограф, философ, писатель, преподавал в Cанкт-Петербургском университете, Психоневрологическом институте и на Черняевских курсах. Он помог ему поступить на курсы, а также бывать в своём доме. На курсах преподавал блестящий состав педагогов. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты, вёл просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. С профессором Жаковым участвует в экспедиции по изучению Печорского края.
Из воспоминаний Три семестра вечерней школы значительно облегчили достижение моей цели. Усваивая новые знания и ценности, я одновременно старался соединить мои взгляды в целостное, единое мировоззрение. Как бы там ни было. но два года занятий на курсах в столице оказались весьма продуктивными с точки зрения моего умственного, нравственного и культурного развития.
После трёх семестров учёбы в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс. В мае того же года он успешно сдает этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. Поступать Питирим решил в недавно открытый Психоневрологический институт. Огромную роль в выборе Питирима сыграло то, что в институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века М.М. Ковалевский и Е.В Роберти. Впрочем, не обошлось без сложностей. Обучение в институте было платным, ему не удалось собрать необходимую сумму, и он был отстранён от занятий.
В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Выбор был не случайным, так как большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читается именно на этом факультете. В 1910 году появляются его первые публикации, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций по Коми краю. Окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. Через год – редактор газеты «Народная мысль». После сдачи экзаменов становится приват-доцентом. Защита диссертации была назначена на 1917 год, но случилась катастрофа - февральская революция, Питирим Сорокин оказался в водовороте событий в стране. После февральской революции принял активное участие в политической деятельности. Был одним из редакторов центральной газеты партии социал-революционеров. Участник Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. В мае 1917 года женился на Елене Петровне Баратынской, дочери поместного дворянина. Она по образованию ботаник-цитолог. У них родилось два сына – Петр и Сергей. Осудил октябрьскую революцию и активно выступал против неё. Вот что он пишет о революции (с. 82)
Для Сорокина 1918 год предстал бурным. После ареста в январе он провел около 3 месяцев в Петропавловской крепости. После освобождения в конце мая он отправился с ответственной миссией Великий Устюг, Вологду и Архангельск как член Учредительного собрания и Союза возрождения России. Его миссия не увенчалась успехом, и он с друзьями вынужден был два месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации они много размышляли о политике, революции.
Из воспоминаний Во время моих лесных размышлений я избавился от многих иллюзий и красивых мечтаний, в чью реальность когда-то верил В этом новом убежище я жил бесшумной жизнью бесплотного призрака Я знал, что меня ищут. Рано или поздно они найдут меня. Я принял отчаянное решение – Что ты задумал? - поинтересовались мои друзья. – Сделаю то, что наши охотники-северяне используют как последний шанс в смертельной схватке с медведем. Один кулак они суют ему в пасть, а другой рукой стараются заколоть зверя ножом. Что-то вроде этого я и намереваюсь сделать.
- Завтра я сунусь в пасть ЧК. – Профессор Питирим Сорокин, - преставился я. – Дайте знать начальству, что я пришел. В тусклых глазах палачей промелькнуло что-то вроде замешательства
В тюрьме, приговорённый к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 год. Там его вызвали на допрос и ознакомили со статьёй Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». Это был ответ на его открытое письмо в газету с отказом от членства партии эсеров и решением уйти от политической деятельности. После освобождения и отхода от политики он вернулся в Петроград и приступает к чтению лекций в университете, сосредотачивается на научной деятельности, принимает участие на учебно-научных экспедициях. В 1920 году публикует двухтомную «Систему социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. Однако к Сорокину начинаются претензии властей.
Из воспоминаний То чего мы более опасались, случилось в России в 1921 году. Глядя на карту России, где были отмечены провинции с плохим урожаем или без оного, мы говорили, что по крайней мере 25 миллионов человек должны будут умереть зимой от голода, если мир не придёт им на помощь.. Я отложил написание третьего тома «Системы социологии», чтобы непосредственно изучить явление, типичное для революции – голод. Зимой я отправился в районы бедствия Самарской и Саратовской губерний. Моя нервная система. привыкшая ко многим ужасам в годы революции, не выдержала зрелища настоящего голода миллионов людей в моей опустошенной стране. И хотя я оказался неспособен проводить там исследования в полном объеме, я многое приобрёл просто как человек, и ещё больше укрепился во враждебном отношении к тем, кто принёс такие страдания людям.. В мае 1922 года я приступил к изданию книги «Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества»
Его книга «Голод как фактор», подготовленная к печати, уничтожается.. В условиях новой экономической политики Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам. Руководство страной решило отстранить от преподавания «буржуазную» профессуру». Против Питирима Сорокина по вопросу статистики разводов населения Петрограда выступил В.И.Ленин. Летом 1922 года в молодой стране Советов прокатились аресты среди научной и творческой интеллигенции.
Из воспоминаний Прошла неделя, и появились слухи, что арестованных учёных не казнят, вышлют из пределов страны. арестованных стали выпускать после предупреждения о высылке, каждый из них должен был подписать две бумажки. Первая – расписка, что в течение 10 дней он покинет страну, другая ознакамливала высылаемого с тем, что он будет казнён, если вернётся в Россию без разрешения Советского правительства. Я решил, что высылка – это лучшее, что меня ждёт. Хмурым днём 23 сентября 1922 года первая группа высланных собралась на московском вокзале. Я внёс два саквояжа. В туфлях, присланным чешским учёным, пожертвованном мне Американской организацией помощи, с пятидесятью рублями в кармане я покидал родную землю.
Питирим Сорокин с семьей был выслан за границу на поезде, что впоследствии назвали. «Философским пароходом». Молодой Советской республике не нужны были учёные.
Из воспоминаний После жизни в аду коммунистической России, всё за границей казалось лучше, чем в стране Советов. Госпожа удача, казалось, снова улыбнулась нам...
Первоначально Питирим Сорокин выехал в Берлин, затем он получил приглашение друга приехать в Прагу в качестве официальных гостей страны. Там, в Праге госпожа Сорокина занималась цитологическими исследованиями в университетских лабораториях.
Из воспоминаний а я работал в пражских библиотеках, читал лекции, участвовал в работе различных комитетов, выполнял редакционные обязанности в журнале «Крестьянская Россия».
Неожиданное предложение круто изменила его жизнь. Получив приглашение от двух уважаемых американских социологов прочитать серию лекций о русской революции, Питирим Сорокин выезжает в США, где читает лекции в различных колледжах и университетах.
В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931-1959 годах – профессор Гарвардского университета. В 1965 году – президент Американской социологической ассоциации. В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) образован Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном Сергеем Александровичем Сорокиным. Основные задачи фонда: - сохранение и защита международных авторских прав наследия Питирима Сорокина; - содействие в научных исследованиях в различных областях социологии; - помощь в проведении благотворительных, научных и образовательных мероприятиях в рамках популяризации его творчества.
Литература:  Сорокин П. А. Долгий путь : Автобиогр. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. – Сыктывкар : Союз Журналистов Коми АССР : Шыпас, 1991. – 304 с.