Методические рекомендации Системно-деятельностный подход на уроках обучения грамоте


Методические рекомендации учителям начальной школы
«Использование системно-деятельностного подхода на уроках
обучения грамоте»
Автор: Кузнецова Жанна Николаевна
Современная школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. От нас, как от  учителей, требуется дать детям образование в виде системы универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных. Следовательно, нам необходимо  изменить атмосферу уроков, их  содержание, методику преподавания.
А в методике, в первую очередь,  следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Как же привлечь внимание первоклассников на уроке? Как научить их самостоятельно открывать и добывать знания, применять их?
Задачи методических рекомендаций:
− помочь учителям в конструировании уроков обучения грамоте в системно-деятельностном подходе;
− предложить учителям эффективные подходы к методической и технологической составляющей урока.
«Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу. А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определенных целей образования и воспитания и путей их достижения.
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Необходимо в учебной деятельности решить следующие задачи:
заинтересовать детей легче, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие;
повысить эффективность учебного процесса за счет выделения основных моментов на экран. Обучающиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
превратить учебную деятельность в деятельность творческую и привлекательную как для ученика, так и для педагога;
развить творческое воображение и творческие способности детей;
расширить кругозор.
Формируются следующие УУД:
умение принимать и решать учебную задачу;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
самостоятельное построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала);
контроль и самоконтроль;
оценка и самооценка;
осознание уровня владения тем или иным способом действия.
На уроках обучения грамоте в соответствии с программой, созданной авторами комплекта «Начальная школа ХХI века», первоклассники, прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, то есть первоклассники учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка.
Легко заметить, что эти задачи, поставленные в комплекте «Начальная школа ХХI века» перед курсом «Обучение грамоте» и реализуемые в «Букваре», текстуально почти совпадают с «Требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Считаю, что применение ИКТ позволяет учителю:
использовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках;
повышать качество усвоения учебного материала;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
осуществлять индивидуальный подход, применяя разноуровневые задания.
Деятельность ученика становится качественно новой, так как информационные и коммуникационные технологии способствуют решению коммуникативных и познавательных задач.
Предлагаю рассмотреть этапы урока и учебную деятельность: позиции учителя и ученика.
Этапы урока Позиция учителя Позиция ученика
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Мотив деятельности "Зачем я это изучаю?"
 
2. Актуализация и пробное учебное действие
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"
3. Выявление места и причины затруднения
Совместное обсуждение способа действий при решении учебной задачи "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Предъявление эталона Что я делал? Что не получилось? Какие нужно сделать шаги?
5. Реализация построенного проекта Предъявление эталона Работаю по плану, который построил.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Осуществление помощи и контроля  Проговариваю новые знания во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Предъявление эталона Осуществление контроля  "Правильно ли я решаю эту задачу?"
8. Включение в систему знаний и повторение Осуществление помощи и контроля Уточнение существенных особенностей нового знания
9. Итог урока Оценка процесса и результата  "Какая учебная задача стоит передо мной?"
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке Соотнесение полученного результата с эталоном "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"
Предлагаю рассмотреть структуру уроков введения нового знания (знакомство со звуками и буквой), где каждый этап урока раскрывает свои цели, формирует определённые универсальные учебные действия.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Формируемые УУД:
коммуникативные УУД :- проявлять эмоциональную отзывчивость
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
регулятивные УУД:
- осознанно строить ориентировочную основу своей учебной деятельности
- овладеть волевой саморегуляцией как способностью к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- формировать положительное отношение к познавательной деятельности
познавательные УУД :- уметь проводить сравнение по заданным критериям
коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме , допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению
регулятивные УУД:
- уметь фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности
Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- выражать своё отношение к проблеме
познавательные УУД:
- уметь проводить сравнение по заданным критериям
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- уметь выделять и анализировать существенные признаки
коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
- уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь других
регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать учебную задачу
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- уметь выбирать средства и способы реализации целей
познавательные УУД:
- уметь проводить сравнение по заданным критериям
- осуществлять синтез как составление целого из частей
коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
На данном этапе урока мы предлагаем следующие задания (см. таблицу 2).
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- уметь формулировать собственную позицию
-уметь осваивать навыки решения проблем
познавательные УУД:
- приобрести опыт предметной деятельности по получению и применению новых знаний
коммуникативные УУД:
- уметь взаимодействовать между собой в достижении поставленных общих целей
регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на эталон
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- уметь формулировать собственную позицию
-уметь осуществлять самоконтроль
познавательные УУД:
- уметь проводить сравнение по заданным критериям
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
коммуникативные УУД:
- уметь планировать учебное сотрудничество
- уметь взаимодействовать между собой в достижении поставленных общих целей
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать
- ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Формируемые УУД:
личностные УУД:
- уметь формулировать собственную позицию
познавательные УУД:
- умение осознанно и произвольно строить высказывания
- уметь проводить сравнение по заданным критериям
- уметь анализировать, синтезировать, работать с информацией
коммуникативные УУД:
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
регулятивные УУД:
- уметь осуществлять контроль (самоконтроль) и коррекцию в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном организация учебной деятельности.
Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Формируемые УУД:
познавательные УУД:
- уметь проводить сравнение и анализ объектов с целью выделения признаков
- уметь строить логическую цепь рассуждения
- уметь структурировать знания
коммуникативные УУД:
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
регулятивные УУД:
-развивать волевую саморегуляцию: осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит
- осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения
- уметь оценивать процесс и результат деятельности
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Таким образом уроки «Обучение грамоте», построенные в СДП на новом, современном, качественном уровне–эффективный результат в обучении.
1. Реализуют принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; новое знание открывает сам ученик.
2. Имеют проблемный характер изложения содержания, требующий деятельност- ного подхода.
3. В достаточной мере обеспечивают разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий.
5. Обеспечивают сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Отражают интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.
7. Постоянно вовлекают ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.
8. Постоянный диалог рождает сотрудничество учителя и ученика.
9. Формируются действия контроля при помощи «Лесенки успеха».
 
В данных методических рекомендациях обобщён опыт использованный на уроках обучения грамоте.
Рекомендую к использованию в работе учителями начальных классов.
Желаю успехов!