«Применение технологии французских мастерских в преподавании информатики и спецдисциплин»


Методическая научно-практическая конференция
«Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Применение технологии французских мастерских в преподавании информатики и спецдисциплин»
03.06.2015
Дубровина Е.А.
Смирнова Т.С.
Серпухов, 2015
Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь.
Наша цель – не просто познакомить вас с  технологией французских мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития учащихся, а заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике
Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
 Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» учащегося, к его интересам, поискам, целям.
 Сущность системы  выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
 
В последние годы  метод французских мастерских используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов:
гуманизация образования и воспитания,
интерес к индивидуальности,
стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
 В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
 Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера;
Все способны к творчеству;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соперничества;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;
Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
 
Таким образом, мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
В мастерской учитель–мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с учениками, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
 «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
 
Существует несколько разновидностей творческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения итоговых уроков она подходит идеально.
Литература:
1. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г.
2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
3. http:// festival.1september.ru
4. http:// l-chigir.narod.ru