Самоанализ педагогической работы в 2013/2014 учебном году


Ялтинский учебно-воспитательный комплекс №1
"Школа-коллегиум"
Самоанализ педагогической деятельности
учителя русского языка и литеры
Кемаловой Тамары Михайловны
Ялта 2014
КЕМАЛОВА ТАМАРА МИХАЙЛОВНА
Что и когда окончила Россия,Марийский государственный педагогический институт,г.Йошкар-Ола,1977г.
Полученная специальность русский язык и литература
Квалификация по диплому учитель русского языка и литературы средней школы
Трудовой стаж 37лет
Педагогический стаж 37 года
Стаж работы в данном Ялтинском учебно-воспитательном комплексе№1
"школа-коллегиум" 10лет
     Я, Кемалова Тамара Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории, учитель-методист. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В 2013/2014 учебном году работала в 8-Бкл.,в 9-А,Вклассах,в 10-А,Б классах. В 2013/2014 учебном году прошла курсы повышения квалификации в КРИППО.В 2014/2015 году предстоит очередная аттестация.
     Работала по государственной программе "Русский язык"для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения(под ред.Озеровой Н.Г., Михайловской Г.А., Давидюк Л.В., Стативка В.И, Быковой Е.И.).-Черновцы: Издательский дом "Букрек",2005;по программе "Литература(русская и зарубежная)" .Интегрированный курс: для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения(под ред.Симаковой Л.А., Снегиревой В.В.).-Черновцы: Издательский дом " Букрек",2005.
В 10-х классах работала по программе"Русский язык":программа для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения(базовый и профильный уровень) под редакцией Голобородько Е.П., Стативка В.И. и др.-К.:Грамота,21010.
По литературе использовала в 10-х классах программу "Литература" для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения под редакцией Силантьевой В.И..Бурчацкой Т.Г.-К.:Грамота,2010
     В работе с учащимися использовали учебники.
Русский язык:
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения /Е.Н.Быкова,Л.В.Давидюк,В.Н.Стативка.-К.:Зодиак-ЕКО,2007
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/А.Н.Рудяков, Т.Я.Фролова и др.-К.:Грамота,2011
Русский язык : Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/А.Н .Рудяков, Т.Я.Фролова.-К.:Грамота,2011
Литература:
1.Литература :Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения /Волощук Е.-К.:"Генеза",2008.
2.Литература: Учебник для 9класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения под ред. Волощук Е.-К.:"Генеза",2009.
3.Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения под ред. Е.А.Исаевой, Ж.В.Клименко и др.-Харьков:Сиция,2011.
Календарно-тематический план был утвержден 03.09.2013(1семестр),10.01.2014(2семестр).Программный материал пройден с уплотнением в связи с больничным листом по состоянию здоровья. Нормы проведения контрольных работ и проверки ведения тетрадей соблюдены.При подготовке к экзаменам в 9 -х классах использовались групповые, индивидуальные консультации с учащимися
     Основная целью моей педагогической деятельности в 2013/2014 учебном году– воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Для достижения цели ставила перед собой следующие педагогические задачи:
1. Совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
2. Использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;
3. Вовлекать каждого ученика в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
4. Создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
5. Раскрыть творческий, интеллектуальных, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
6. Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
7. Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
     Как учитель-филолог, считаю, что главной задачей моей педагогической деятельности является желание и возможность не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и то, что не менее важно и значимо: показать их практическую ценность и необходимость применения в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 
          Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
     Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой задачи:
· Как сделать урок радостным и интересным? · Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
· Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? 
  Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.
   Свою работу выстраиваю следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
   Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Даю домашние специальные групповые и индивидуальные задания.
   Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.
  Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока).
  Например: урок-путешествие на незнакомую планету-произведение, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.
   Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.
   Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и, усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).
        Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.
   Строю уроки литературы как диалог, который старшеклассники ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, даю задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.
   Появляется возможность и необходимость полной характеристики фамусовского общества. Каждому ученику нужно обратиться к тексту.
   При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщает биографические сведения, другая учит стихи, третья анализирует поэтические тексты.
   Готовясь к занятиям, школьники могут заранее подобрать необходимую литературу, сделать выписки, обдумать свои суждения. Это позволяет работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентируются в материале, легко понимают мысль учителя.
  Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Эту работу начинаю с 5 класса. Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:
1. создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;
2. трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы;
3. создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
4. дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;
5. создание обобщающих алгоритмов.
   Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
   Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
Принимала активное участи в городском семинаре учителей русско-украинской филологии на тему:"Воспитание духовности школьников как результат оптимального использования возможностей филологического и художественно-эстетического образования" 19 декабря 2013 года в своей школе. Проводила открытый урок по курсу "Риторика" в 10-Б классе на тему:" Умеете ли вы общаться?"
1. Успеваемость и качество знаний учащихся в 2013/2014 уч.г.

Учеб-ный год класс Высокий уровень Достаточный
уровень Средний
уровень Низкий уровень % успеваемости и качества знаний
2013-2014 Русск.Литер. Русск .Литер Русск.Литер.
8 4 Русск.Литер Русск.Литер
8-б/30у 5 13 17 13 100/73%100/86%
9-А/21 - 1 8 10 8 8 5 2
9-В/27 4 9 12 7 10 10 1 110-А/21 7 10 6 2 6 5 2 4 96/33 % 98/52
99/59 99/5998/61 96/57
10-Б/16 5 11 7 2 4 3 - - 100/80 100/81
2.Итоги экзаменов в 9-А кл.,9-В кл.
9-А/ 21 уч. Отл.:2уч Хор.:10уч Удовл.: 6уч Плохо:3уч 97/57%
9-В/27уч. 12 10 4 1 99/81%
3.ИТОГИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
-Международный молодежный конкурс"Слово за нами",
посвященный 1150-летию славянской письменности.
Петербург. Учащаяся 10-Б класса Халилова С. получила Диплом III ст. и ценный подарок.
-Республиканский конкурс "Великое русское слово".
Симферополь.Учащаяся 10-Б класса Войнова Д. стала лауреатом,учащийся 10-б класса А.Дуфли занял 1 место.
-Республиканский конкурс поэзии и прозы "Единый цветок".
Ялта.Халилова С(учащаяся 10-Б класса)-гран-при.
А.Дуфли (учащийся 10-Б кл)-1место.
Костенко Д.(учащийся 10-Бкл.)-призер.
Войнова Д.9учащаяся 10-б кл)-призер.
Щербина П.(учащаяся 10-Бкл)-призер.
Прядко А.(учащаяся 8-Бкл.)-призер.
Кириллова В.(учащаяся 8-Б0кл)-призер.
По итогам конкурса выпущен печатный АЛЬМАНАХ № , в котором были опубликованы работы победителей: Халиловой С. и А.Дуфли.
-Республиканский молодежный конкурс"Прошу слова"
Симферополь.Халилова С(учащаяся 10-Бкл.)-призер, ценные подарки.
А.Дуфли-2 место, ценные подарки.
-Девятый Республиканский конкурс словесного
творчества "Зеленый луч",номинация"Журналистика".
Симферополь. А.Дуфли (учащийся 10-Б кл)-1место.