Использование социальных сетей в работе куратора


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РАБОТЕ КУРАТОРА
Смолицкая Е. Е.,
кандидат юридических наук, преподаватель юридических дисциплин ГБПОУ ВО «ВЮТ» (г. Воронеж)
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно», – писал  Л. Н. Толстой.
Действительно, учебная работа без воспитательной работы неполноценна, особенно в учреждениях среднего профессионального образования, где учатся дети в переходном возрасте и на этапе взросления. На период обучения в техникуме приходится завершающий этап формирования личности, когда происходит решающий выбор ценностей, ставятся цели на взрослую жизнь, осмысляются и переосмысляются важнейшие понятия, такие, как «любовь», «ответственность», «смысл жизни».
Работа куратора, безусловно, должна быть направлена на помощь подросткам в решении вышеуказанных задач. Использование современных инновационных и информационных технологий способно многократно повысить эффективность воспитательной работы.
Особенно это касается социальных сетей, в которых постоянно общается молодёжь. Сегодня можно смело утверждать, что страничка в социальной сети – это отражение внутреннего мира молодого человека, его «виртуальная личность» либо образ, к которому он стремится. В социальных сетях происходит не только самовыражение подростков, но и их самоутверждение, получение одобрения от товарищей заметок и фотографий подростка. Одобрение измеряется количеством т. н. «лайков» (от англ. Like – нравиться) – нажатий на кнопку «мне нравится». Как известно, для личности, формирование которой ещё не завершено, система внешних оценок очень важна.
На основании вышесказанного можно выделить два основных направления по использованию социальных сетей в работе куратора:
- мониторинговое направление,
- ценностно-ориентировочное направление.
Мониторинговое направление использования куратором социальных сетей сводится к тому, что куратор может анализировать психологическое состояние и социальный статус подопечных с помощью исследования их страниц в социальных сетях. Как известно, в начале работы с новой группой первая задача куратора – это как раз изучение контингента подопечных студентов. Конечно, такие методы, как социологические опросы, тестирование и беседы остаются в силе, но анализ виртуальных страниц даёт более наглядную и зачастую более правдивую информацию о проблемах студентов и пробелах в их воспитании.
На основе этой информации можно более точно выявить т. н. «группу риска», определить первоочередные темы для воспитательных бесед.
Ценностно-ориентировочное направление использования социальных сетей в воспитательной работе сводится к тому, что полезная информация, оказывающая благотворное влияние на формирование здравых ценностей у студентов, доводится до них не только на кураторских часах, но и в адаптированном электронном виде через социальные сети.
На наш взгляд, эффективным средством воспитательной работы через социальные сети может стать т.н. «электронная стенгазета».
Широко известны достоинства стенгазет и газет: они позволяют доводить полезную информацию в наглядном виде, проводить рефлексию проделанной работы, оперативно делиться студенческим творчеством. Любому человеку приятно попасть с хорошей новостью на страницы газеты, пусть и на уровне техникума. Надо отметить и демократичность данной формы воспитательной работы, ведь материалы для стенгазет и газет готовят чаще всего сами студенты. Это позволяет также развивать у студентов талант «репортёров», т.е. навыки обобщения и отображения информации
Все те же задачи решает «электронная стенгазета», т.е. группа для студентов в социальной сети. Автор данной статьи имеет собственный опыт в этой сфере – ведёт электронный ресурс на базе социальной сети с привлечением к его управлению актива своей кураторской группы. На электронном ресурсе публикуются творческие работы студентов (эссе, стихотворения), отчёты о совместных мероприятиях, о посещении волонтёрских объектов и т.д. Вся информация публикуется с фотографиями студентов-активистов. Практика показывает, что студенты оживлённо реагируют на появление такой информации в социальных сетях: отмечают себя на фотографиях, публикуют материалы из группы у себя на электронных страницах, ставят друг другу отметку «мне нравится». Всё это говорит о повышенной социальной значимости такого способа доведения информации до студентов, о том, что такой метод можно использовать как полноценную поощрительную меру.
Студенты сами почти никогда не публикуют в социальных сетях информацию о своих полезных делах, о волонтёрстве. Через наш электронный ресурс такая информация появляется, и, получая одобрение в виде «лайков», она начинает играть воспитательную роль для товарищей, сверстников студента, и повышает значимость полезного дела для него самого.
Подводя итог анализу данного направления деятельности куратора, можно заключить, что преимущества «электронной стенгазеты» перед обычной газетой учебного заведения заключаются в следующем:
- оперативность и актуальность появления информации (на электронном ресурсе – в тот же день, а в газете – через месяц),
- повышенная социальная значимость информации для студентов,
- возможность редактирования и удаления некорректной информации, размещённой студентами (в бумажной стенгазете это сделать невозможно),
- бесплатность выпуска,
- возможность неограниченно широкого распространения информации.
Таким образом, использование социальных сетей в работе куратора по мониторинговому и ценностно-ориентировочному направлениям способствует повышению эффективности воспитательной работы в условиях изменяющегося мира и сознания молодёжи.