Конспект урока по русскому языку на тему: Перенос слов


Урок русского языка 1 класс.
УМК «Школа России»
(Прилагается технологическая карта урока.)
Тема урока: Секрет переноса.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма проведения: игра – путешествие в сказкуЦЕЛИ:
познакомить с секретами переноса слова с одной строки на другую;
учить находить в тексте сравнения;
нахождение  информации о значении слова верба толковом словаре.
Методы обучения:проблемно- поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК
Организация пространства:
Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Ресурсы:
основные:             Учебник  В.П. Канакина «Русский язык»
дополнительные:       методическое пособие,
                                           наглядный и раздаточный материал;
                                            электронное приложение к учебнику;
                                            еженедельник(для самооценки)
                                  смайлики (для рефлексии)
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.-Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись
Улыбнулись нашим гостям.
Тихо сели.
Настраиваемся на урок.
I.КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА- Отгадайте загадку :                        Тает снежок, ожил лужок
                       День прибывает.
                      Когда это бывает? (весной)
- Выделите первый звук в этом слове. ( [в ’])
-Дайте характеристику- портрет  звука [в’](согласный, звонкий, мягкий, парный по глухости и звонкости)
- Какой буквой мы обозначаем  звук [в’] на письме? (буквой   в заглавной и строчной)
-На доске какая буква записана?(строчная буква в)
-Дайте графический анализ строчной  буквы в .- Сейчас мы запишем эту букву.
-В чём «секрет» правильного написания для строчной буквы в?
(секрет в том, что петелька пересекается на верхней линии рабочей строки, а овал занимает всю рабочую строку.)
-Спишите с доски эту букву .Работа в парах:-Проверь у соседа верность написания им буквы.
III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1.Организация восприятия и осмысления новой информации,то есть усвоение исходных данных.(Изучение нового материала начинается с грамматической сказки.)
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с вами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками.-Ребята, работу  мы начнём с  грамматической сказки.
Итак, начинаем.В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составитьпредложение.на доске прикреплено дерево, на котором расположены слова" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ")2.Первичная проверка понимания- А вы можете это сделать?(1.Предложение  сначала составляется устно, затем записывается.2.Учитель  пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово « ребята», не поместилось на строчке) В нашем классе дружные ре-бята.-Продолжаем. (Продолжение грамматической сказки.) Вот и у Слова  произошло то же самое, у него не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.- Что же делать?- заплакало Слово.
- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: (показ девочки Чёрточки)- Не плачь, я помогу тебе.И, действительно, помогла.Но сначала она сказала Слову:- Разделись на слоги.И Слово разделилось.Учащиеся делят слово на слоги, называя их)Тогда Чёрточка сказала:- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово, а Чёрточка встанет и перенесёт его.. Целепологание.
-Добрая девочка чёрточка ,что помогает нам делать?(переносить слова)
-Так как же тема урока сегодня ?-Откройте учебник на с.36.Прочитайте тему урока.
-Это новая тема для нас? Значит какое имя  урока будет?(урок знакомства с новом материалом)Кто сегодня с нами на уроке?(УЗНАВАЙКА)
-Какая главная цель урока?(Как перенести слово с одной строки на другую)5.Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
-Перенос слов происходит в русскому языке строго по правилам.
Правила переноса слов имеют секреты.
-Какой первый секрет нам уже рассказала добрая девочка Чёрточка?(Слова с одной строки на другую переносятся по слогам).-Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правилоЕсли знать мы будем слоги,Не запутаемся в слове.Мы его перенесём,По строке опять пойдём.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Продолжение грамматической сказки)Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна.Идёт Слово «Аня» и просит перенести его.-Нет! Тебя нельзя перенести!-Но почему? Ведь у меня два слога.- Может быть, вы, ребята, объясните почему?Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.
-Вот это и есть ,ребята, второй секрет переноса слов с одной строки на другу. Сформулируйте  его сами. (Одну букву не оставляют и не переносят на другую строку)   .Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.1.Работа по учебнику с.37, правило.
2.Упражнение 4, с.38.
-Прочитайте задание. Итак, находим слова, которые нельзя перенести. Обоснуйте свой ответ. Запишем их.(Один ученик у доски, остальные  - записывают на местах в тетради)
Пальчиковая гимнастика.
. Организация усвоения спосрбов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применениипо образцу.
Работа по учебнику с.38, упр. 5.(Работаем по заданию учебника)
-Прочитайте.
-О каком растении идёт речь?
Найдите ответ в толковом словаре.(с. 138)
-Что такое верба?
(Верба – это дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками)
-С чем автор сравнивает весенние почки вербы?
(с меховыми варежками)
-Озаглавьте текст.
-Спишите предложение.
Работа в тетради.
Показала верба почки – палочки и надела на них меховые варежки
-Чёрточка просит нас внимательно списать предложение, и разделить для переноса те слова, которые не уместятся на строке.
-Был у вас такой случай. Как вы перенесли это слово?Обоснуйте свой ответ. 6..Проверочная работа.
« Перенос слов» на электронном носителе к учебнику.
- Чёрточка хочет узнать, кто же из нас был самый внимательный на уроке, кто сможет выполнить задание,  которое она приготовила вам.
1.Укажите правильные варианты переноса слов.
[] стре - коза[] стреко - за[] ст-рекоза 2.Укажи слова, которые нельзя перенести с одной строчки на другую.
 [] страна        []стол
[]  оса              []гвоздь
[] уши             []луна
[]  пенал          []кружок
3.Укажи какие слова , которые для переноса разделены неверно
[] у-тка          []по - ю[] мо - роз      []ща - вельВыполняется работа в электронном носителе к учебнику.
Проверка по эталону.
III.ИТОГ УРОКА
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
–  Как переносятся слова? Какие секреты знаете?
-Когда будете применять правила переноса?
-Какие трудности испытывали в ходе урока?
-Молодцы, ребята, Чёрточка очень рада за ваши успехи.
IV.РефлексияЗакончите предложения:
На уроке закрепляли правила…
Я узнал, что верба…
Мне было трудно…
Какое настроение у вас?
Мне работа с вами тоже доставила большое удовольствие!