Урок по окружающему миру Декоративные и культурные растения 1 класс


Урок окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний"
Тема. Дикорастущие и культурные растения
 Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.
Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры каждой группы, уметь определять группу растения.
 Планируемые результаты:
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания,
-оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Регулятивные:
-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
-проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям
Коммуникативные
                -учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение;
              -вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной  деятельности.
ХОД УРОКА
1. Организационный моментУпражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?2. Повторение пройденного
– Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Чем отличаются хвойные растения от лиственных?
- Какое дерево имеет хвоинки, но зимует без них?
- Какие хвойные растения вы помните?
Игра «Хвойное или лиственное дерево»
- Я вам буду загадывать загадки. Если вы считаете, что отгадка – лиственное дерево, покажите мне ладошку с сомкнутыми пальцами, словно листик. Если вы думаете, что отгадка – это хвойное растение – покажите мне раскрытую ладошку, так, чтобы пальчики разомкнулись и были похожи на хвоинки.
1. Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(береза)
2. Зимой и летом - одним цветом.
(ель)
3. Никто не пугает, а вся дрожит.
(осина)
4. Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок.
(лиственница)
5. Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
(рябина)
6. Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
7. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветки – только на макушке
(сосна)
8. Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы ...
(сирень)

3. Актуализация знаний
1. Выполнение заданий1) Сгруппировать предметы: живая и неживая природа.
Предметы: камень, солнце, река, луна, дерево, заяц, сирень, астра, бабочка, муха, гриб, человек.
Вывод. Растения относятся к живой природе.
2) Сгруппировать растения: деревья, кусты и травы.
Растения: береза, ель, сирень, малина, тюльпан, одуванчик.
- На какие группы делятся все растения?
Вывод. Растения распределяются по группам: деревья, кусты и травы.
- Чем различаются между собой кусты, деревья и травы?
- Какое значение для человека имеют растения?
3)- Чем ель отличается от яблони?
Ответы детей:
- Сосна - хвойное дерево, а яблоня - лиственное.
- У сосны шишки, а у яблони - яблоки.
- Сосна растет в лесу, а яблоня в саду.
- На уроке вы узнаете, чем еще могут отличаться растения.
 III. Изучение нового материала
Объяснение учителя- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - это деревья. Отличия - ель растет в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева дают пользу людям.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и орешник? (Общее - это кусты. Отличие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. Орешник растет в лесу.)
- Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - это травянистые растения. Отличия - помидоры растут в огороде, за ними ухаживает человек, собирает урожай. Одуванчик растет повсюду.)
4. Создание проблемы.
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа - это растения, которые выращивает человек. Их называют культурными растениями. Вторая группа - это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе, их можно увидеть везде: и в лесу, и на лугу, у водоема. Эти растения называют дикорастущими.)
5. Формулирование темы урока.
Дикорастущие и культурные растения.
На доске - рисунки двух групп растений: дикорастущих и культурных.
- На какие две группы распределены все растения? (Культурные и дикорастущие)
- Что такое культурные растения? (Это растения, посадил, вырастил человек. Он ухаживает за ними, собирает урожай.)
- Что такое дикорастущие растения? (Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико»; люди их не выращивают.)
- Пробовали ли вы плоды яблони-«дички»?
Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки - большие и сладкие.
6. Работа с учебником стр. 74.
Дети рассматривают рисунки о выращивании культурных растений.
Вывод. Люди выводят сорта культурных растений. Это нелегкий труд, требующий определенных знаний и умений.
- Зачем люди выращивают культурные растения?
- Какие культурные растения вам известны?
Физкультминутка
 7. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся7. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – кукуруза, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Выберите другие пары растений.
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Перец и морковь – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и роза – для красоты. Это декоративные растения.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые     кукурузарожь
плодовые     грушаслива
овощныеперецморковь   
прядильные     хлопоклён
декоративныетюльпанроза
1. Работа над загадками- Сейчас поиграем в игру. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадав растение, называете,  к какой группе оно относится.
Солнце  жжёт  мою макушку,Хочет  сделать  погремушку (мак)
В  огороде  у  дорожкиСтоит солнышко  на ножке.Только желтые  лучи у него не горячи. (подсолнух)
Какую траву и слепой узнает? (крапива)
Весною зеленела,летом загорала,осенью наделакрасные кораллы.  (рябина)
Была  зеленой, маленькой,  потом  я  стала  аленькой.
На  солнце  почернела  я, и  вот  теперь  я  спелая. (вишня)
Как надела сто рубах,Захрустела на зубах.  (капуста)
Очень  густо  он  растет,Незаметно  он  цветет.А  когда  проходит  лето,Мы  едим  его  конфеты,Не  в  бумажке, а  в  скорлупке –Берегите, детки, зубки !   (орешник или лещина)
Домашнее задание.
Подобрать легенды о растениях
Итог урока
- На какие две группы распределены все растения?
- Что такое культурные растения?
- Для чего человек выращивает?
- Что такое дикорастущие растения?
Рефлексия.