Истина, ложь, неопределенность, отрицание

Тема урока: Истина, ложь, неопределенность, отрицание.
Цель урока:
Образовательная:
познакомить учеников с понятиями «истина», «ложь, «неопределенность».
Развивающая:
развитие логического мышления.
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету;
воспитание творческих способностей;
воспитание активности и умения общаться;
воспитание общей культуры.
Оборудование: компьютер с операционной системой Windows XP, текстовый редактор
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Задача урока: сформировать представление об истинных, ложных, неопределенных, отрицающих высказываниях, актуализировать знания учащихся по теме «истина-ложь» и вычислительные умения.

Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка к разминке
Разминка
№ 1
В садике гулял павлин,
Подошел ещё один.
два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами
(4)
№ 2
Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?
(2)
№ 3
Четыре спелых груши.
На веточках качались
Грушу снял Павлуша.
Сколько груш осталось?
(3)
ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет, проходя по рядам выполнение письменного домашнего задания.
Теоретический опрос учащихся по пройденному материалу:
Что такое «логика»?
Что такое «суждение» или высказывание»?
Приведите пример простых высказываний.
Приведите пример сложных высказываний.
Приведите примеры логичных и нелогичных суждений.

ІV. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятие «логика» и с понятием «суждение». Определили, какие бывают суждения. Сегодня мы изучим истинные и ложные суждения.
V. Мотивация изучения новой темы
Знакомство с понятием «истина», «ложь», «неопределенность»
Игра «Бывает – не бывает»
Учитель предлагает детям внимательно слушать каждое произносимое им высказывание. Детям раздаются квадратики разного цвета: красный показывает истинный ответ, синий – ложный, квадратик, разделенный на два цвета, показывает на неопределенный ответ. Дети должны поднимать красный квадратик, если считают, что в высказывании речь идет о том, что может быть, и синий, когда учитель говорит о том, чего не бывает. Если на вопрос может быть дан неопределенный ответ, то в этом случае дети поднимают двухцветные квадратики. Учитель вместе с детьми обсуждает каждое высказывание.
Примеры высказываний для обсуждения:
Медведь бродит по лесу.
Лодка по небу плывет.
Собака на дереве сидит.
Мальчик рисует машину.
Машина рисует мальчика.
Кошки едят мышек
Мышки едят кошек.
Все волки – звери.
Мальчиков больше, чем детей.
Все девочки – дети.
5 больше 7.
2 меньше 2.
Всякая селедка – рыба.
Если идет дождь, то улицы мокрые.
Если улицы мокрые, то прошел дождь.
Учитель обращает внимание детей на то, что наши суждения могут быть правдивыми (истинными) или неправдивыми (ложными). Суждения могут быть неопределенными. Это бывает в тех случаях, когда мы не уверены в их истинности или ложности:
Завтра будет дождь.
Летом будет большой урожай ягод.
Введение понятия «отрицание»
1. Учитель: Ребята, вы конечно знаете сказочных героев Знайку и Незнайку, а также и Неумейку. Встречались вы в сказках и с шапкой невидимкой. (Здесь надо попросить детей объяснить, почему героев так назвали, и что означает «шапка-невидимка»). Частица «НЕ» все отрицает, делает значение слова противоположным, если эту частицу поставить перед словом. Например: ученый – неученый, приветливый – неприветливый, красивый – некрасивый т.п.
В математике и науке логике частицу «НЕ» заменяют черточкой над числом, например:
13 EMBED Equation.3 1415
2. В пословицах используется частица «НЕ» и слова, противоположные по смыслу. Продолжите пословицу:
1) Ученье – свет, а неученье – (тьма)
2) Старый друг лучше (новых двух).
3) Тише едешь, (дальше будешь).
4) Умей взять, умей и (дать).
Дети списывают с доски
Отрицание – это противоположное по смыслу слово или выражение.
VІ. Закрепление нового материала (осмысление логических связей и зависимостей между отдельными порциями начального материала)
Придумайте предложение, которое по смыслу отрицает заданное предложение, например:
Саша умеет играть на рояле – Саша не умеет играть на рояле.
Все гномики пришли к Наде на обед.
Заяц Рока умеет летать.
Некоторые дети любят завтракать в компании Дракона и Бабы Яги.
Кирпичи умеют летать
Коты любят играть собаками.
Ласточки любят делать запруды в ручьях.
Все жирафы любят спать на крыше.
Врачи рекомендуют есть мороженое, чтобы вылечить грипп.
Все ученики любят приносить домой плохие отметки.

Работа в тетради
Из ряда чисел вычеркните все числа 13 EMBED Equation.3 1415:
2, 1, 6, 6, 3, 4, 8, 9, 3, 6, 7, 6
2. Подчеркните примеры, в которых результат равен 13 EMBED Equation.3 1415
10+6-8=; 12-8-1=; 14+12-4=; 11-4+18=; 13-3-5=;

VІІ. Обобщение и систематизация учебного материала.
Итак, сегодня вы узнали, что такое истинные и ложные высказывания, познакомились с неопределенными высказываниями и отрицаниями.

VІІI. Физкультминутка
Учитель
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Все друзьям – физкульт-привет.
ІХ. Практическая работа на ПК.
На экране заранее заготовленная и загруженная таблица следующего содержания:
ЗНАЙКА
НЕЗНАЙКА

Мы полетим на воздушном шаре
Мы не полетим на воздушном шаре


Пончик и Сиропчик не любят сладкое

Некоторые мальчики носят длинные волосы
Все мальчики носят короткие волосы


Некоторые дети не любят мультики

Все коротышки любят лето


Винтик и Шпунтик сделали автомобиль



Детям необходимо заполнить недостающие ячейки таблицы противоположными по смыслу высказываниями.
Х. Итоги урока.
Выставление оценок: первые три ученика, которые правильно справились с заданием, получают оценку.
Примечание: на этом уроке, как и на всех последующих и предыдущих оценками могут являться картинки-портреты Незнайки, Торопыжки, Студента, Профессора в зависимости от оценки.
Гимнастика для глаз
Сообщение домашнего задания
1. Придумать и записать по три истинных и ложных высказывания.
2. Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля – опустила в свой чудесный мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка находится в мешочке?
13PAGE 15


13PAGE 14115