Формирование дружного классного коллектива


Формирование дружного классного коллектива.
Главная воспитательная задача классного руководителя — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Я вот уже двадцать девять лет работаю в школе и все эти годы— классный руководитель. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, походы, музыкально — литературные композиции, «огоньки», вечера отдыха, ток — шоу, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками. И вот мой последний выпуск, 11 класс (7девушек) - в парадной форме прошлого поколения (решили единогласно, все нашли платье и белые фартуки).На линейке они самые красивые, самые главные. Все вместе составляли сценарий   «Последнего звонка» и «Выпускного вечера». Порой засиживались в школе допоздна. Всё получилось отлично. Настоящее зрелище. Мы, с родителями, приготовила им на линейку сюрприз: первоклассники выпускали белых голубей ( символ уходящего детства). Сколько было слёз расставания. И ничего тут не поделать, так и должно быть. Вот уже прошло 3 года, но школьная дружба осталась. За столько лет к ребятам невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала им? Всё, на что была способна, всё, на что хватало сил и возможностей.Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто классы, а коллективы: вместе и в трудностях и в радостях. Для меня это время -не  просто этап работы. Это была моя жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное — поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.
После этого выпуска я взяла классное руководство в 5 классе.   И первыми вопросами  с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе. Для меня они были совершенно чужие дети.Вот и встал первый вопрос: « Как мне лично переступить тот порог, который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми».Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:1.   Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.2.   Создание условий для формирования личности каждого учащегося.3.   Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.4.   Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя начальной школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет.Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы. В первые дни все ребята получили общественные поручения.Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом,  в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я организовала поход, который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи» и мн. др. Ребята участвовали в конкурсе сочинений: « Я хочу рассказать о своём школьном друге». В течение всего года велась школа этикета « У меня сегодня День рождения», « Зачем быть вежливым?» и др. С каким энтузиазмом, азартом готовятся ребята к каждому классному и школьному мероприятию, они допоздна не хотят уходить из школы.Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома. В нашем классе учатся талантливые футболисты, волейболисты и художники. Это наша гордость. Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти пятиклашки будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.