Инновационные подходы к личностно- ориентированному обучению и воспитанию обучающихся, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры


Инновационные подходы к личностно- ориентированному обучению и воспитанию обучающихся, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры. ДуховностьДуховность - это интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.Духовность - это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком НравственностьНравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека Духовно- нравственное воспитаниеПод духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.Духовно-нравственное воспитание- процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями. Инновационный подход к духоно- нравственному воспитаниюУчитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного и воспитательного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика.Личностно- ориентированное образование - это такое образование, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Смысл жизни человека      Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Основной механизм воспитания и образованияПространство школы представлено как действующая модель демократического общества. Основным механизмом образования и воспитания является создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности, осуществлять нравственный выбор.Становление духовно-нравственных ценностей учащихся происходит в процессе созидательной творческой работы: учебной, трудовой, физической, эстетической. Цель духовно- нравственного воспитанияЦель – гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи образовательного и воспитательного процесса1.Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.2.Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития.3.Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.4. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей. Источниками духовности в процессе формирования и развития  духовно-нравственной  личностивоспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным  наследием;познавательная деятельность, духовно-нравственное развитие школьников через приобщение к чтению;обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры;эстетическое развитие детей, формирование  умений видеть, слышать  и создавать прекрасное;  формирование потребности в здоровом образе жизни;  трудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность; развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы. Ожидаемые результатыОбучающиеся должны иметь представления:-о духовных и нравственных ценностях; -о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к -окружающему их миру; -о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;-об истории и православной культуре   своей страны; -как беречь и поддерживать красоту; -проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;-верить в свои силы, иметь желание самоотверженно -служить на благо Родины; - стремиться к добру и неприятию зла. Инновационный подход Заключается в предоставлении обучающимся разнообразных условий для формирования и развития  духовно-нравственной  личности ПодходыВоспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным  наследиемВстречи с ветеранами войн, уроки мужества, этические беседы, встречи с семьями, диспуты, торжественные сборы, линейки, классные часы, конкурсы, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов ПодходыПознавательная деятельность, духовно-нравственное развитие школьников через приобщение к чтению.-Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, Всероссийские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности ; творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность.-Чтение худ. литературы по духовно-нравственной теме, православной литературы, создание газетной или журнальной странички в электронном дневнике.-Этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, творческие работы индивидуальные и коллективные, проекты, выставки. -Использование ИКТ: проектные задания. (презентации), интернет - ресурсы. ПодходыОбращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.- Модуль «Основы православной культуры».-Посещение  школьного храмов Волгоградской области-Паломнические экскурсии в монастыри, по святым местам-Беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировки библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины.- Организация работы православными периодическими изданиями, например «Бастион» ПодходыЭстетическое развитие детей, формирование  умений видеть, слышать  и создавать прекрасное.-Сотрудничество с Домом культуры-Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Английский бульдог"); викторины,  КВН; ----Интегрированные образовательные путешествия; -------Кружок « Читай-ка!» -Сотрудничество с сельской библиотекой.- Посещение театров, кинотеатров, музеев. Подходы Формирование потребности в здоровом образе жизни.-Организация горячего питания; -Посещение  спортивных секций;«Спортивный час»; Прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; -«Ритмика» 1 раз в неделю; -Дни здоровья; -Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр. -Сотрудничество с Отделом по делам молодёжи. ПодходыТрудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность.Субботники; Экологические десанты «Сделаем хутор чище»; «Позаботимся о чистоте реки и прудов»; Помощь инвалидам, пожилым людям, частникам войны;Агитационная работа по соблюдению чистоты: выпуск газет, листовок, призывов.Организация дежурств в многолюдных местах. ПодходыРазвитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.-Беседы, часы общения, классные часы;-Семейные праздники;-Дни именин и дни рождения;Экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации; Дни открытых дверей; Лекторий и практикум для родителей и др. - Возрождение традиции семейного чтения. Министерство образования и науки РФ: «Воспитание и образование - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».