Урок по окружающему миру на тему Кошка в нашем доме (1 класс)


Кошка в нашем доме
Цели и деятельности учителя История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками
Тип урока Формирование новых знаний; мультимедиа-урок
Планируемые образовательные результаты Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном. Наглядно-образном уровне.
Познавательные: знакомство с происхождением домашней кошки. С породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними.
Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: выражают доброе отношение к домашним питомцам, стремятся наблюдать за ними, подмечают интересное в их поведении, стараются лучше понять их
Виды деятельности, форма работы Рассказы учителя «Одомашнивание кошек», «Породы кошек»; обсуждение правил содержания кошек; выполнение заданий в рабочей тетради; викторина «Кошки-кинозвёзды»; отгадывание загадок; исполнение песни и чтение стихотворений; показ сценки «Кошка»; составление картинки из пазлов
Образовательные ресурсы 1.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений: 1 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. Акад. наук; Рос. Акад. образования; из-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
2.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: 1 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011.
Оборудование 1.Персональный компьютер.
2.Интерактивная доска SMART Board
Наглядно-демонстрационный материал 1.Мультимедийная презентация по теме «Кошка в нашем доме»
2. Флипчарт по теме
3.Фонограмма песни «Про Барсика»
4.Рисунки по теме
5.Газета «Домашняя кошка» с фотографиями и рассказами детей о своих питомцах
Основные понятия и термины Порода, лоток, когтеточка
I. Организационный момент
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться!
II. Самоопределение к деятельности
Слайд № 1
- Прочитайте загадку и отгадайте её.
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (кот).
- О ком же пойдёт речь на нашем уроке? (Наверное, о кошках).
Слайд № 2
- Посмотрите, до чего же миленькая киска! Кошки очаровательны, забавны, загадочны и всегда себе на уме!
- Прочитайте тему урока. (Учитель открывает створки учебной доски.) («Кошка в нашем доме».)
- Сегодня на уроке вы сможете узнать о маленьких домашних родственниках диких тигров побольше…
III. Работа по теме урока
Рассказ учителя «Одомашнивание кошки»
Слайд № 3
- Шесть тысяч лет назад египтяне начали содержать кошек в качестве домашних животных. Кошки использовались для ловли не только мышей, но и птиц. Тогда первыми породами была африканская дикая кошка.
- И сейчас дикие кошки водятся в Египте, Европе, Палестине. На их коричневой шерсти отчётливо видны тёмные полосы. Дикие кошки очень пугливы, поэтому люди редко видят их.
2. Выполнение задания № 1 в рабочей тетради
- Откройте рабочую тетрадь по окружающему миру на стр. 60. Прочитайте задание № 1. Выполнить его можно с помощью иллюстраций на интерактивной доске, не открывайте учебник.
- Какого цвета карандаши вы возьмёте для раскрашивания?
3. Продолжение рассказа учителя « Одомашнивание кошки»
Слайд № 4
- В разные времена к кошкам относились по-разному. В Древнем Египте их почитали как божества, оказывали ей разные почести. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала своей смертью, её хоронили, осыпая сухими мышками.
Слайд № 5
- Египтяне восхищались красотой и загадочностью кошек и увековечили их в статуях.
Слайд № 6
- В Средневековой Европе, напротив, процветало суеверие: считалось, что кошка является нечистой силой. Их преследовали так же, как тех женщин, которых объявляли ведьмами. Обычно не везло чёрным котам: полагали, что они источники всех бед.
- Знаете примету, будто бы чёрная кошка перебегает дорогу к несчастью? Конечно, это полная чушь! Если вы любите своих кошек, каждая принесёт вам только счастье!
Слайд № 7
- А вот на Руси к кошкам относились иначе: их ценили и берегли. Церковь защищала кошку. Кража кошки наказывалась крупным штрафом. Кошки пользовались любовью и популярностью. О них слагали множество сказок, пословиц, песенок.
4. Рассказы детей о своих питомцах
Слайд № 8
- В наши дни кошка – любимица всей семьи.
- Ребята, поднимите руку те, у кого дома живут эти милые пушистые зверьки.
- Кто хочет рассказать о своём питомце, как его зовут, что он умеет делать и что любит.
(Рассказы детей о своих домашних питомцах.)
5. Чтение детьми стихотворения «Всё о кошке»
- Почти в каждом доме обитает кошка. Она повышает настроение, спасает от одиночества, своим забавным поведением вызывает у человека улыбку. Часто они очень похожи характером на своих хозяев. С ними жизнь кажется такой беспокойной, но интересной и наполненной!
(Чтение наизусть детьми стихотворения В. Приходько «Всё о кошке».)
В. Приходько
Кошка первой входит в дом
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.

Исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьёт сырое молоко.
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шёпотом и спит…
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!

6. Обсуждение правил содержания кошек
Слайд № 9
- Посмотрите на доску, рассмотрите рисунок.
- Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой, что нужно для её содержания.
(Рассказы детей о том, как нужно ухаживать за кошкой.)
- Понадобиться специальное корытце, в котором кошка станет справлять нужду. Оно должно стоять подальше от тех мест, где кошка будет есть и спать.
- Понадобиться три миски – для еды, молока и воды.
- Хорошо бы купить или сделать несколько игрушек для своего питомца.
- Устрой своему питомцу постель в тёплом и тихом месте. Можно использовать одеяло или картонный ящик, если нет покупного домика.
- Кошек необходимо причёсывать. Для ухода понадобятся щётка и металлическая расчёска. Если у вашей кошки длинная шерсть, расчёсывайте её ежедневно. Удаляйте всё. Что застревает в шёрстке, иначе образуется колтун. Если расчёска застревает. Не дёргайте. А терпеливо распутывайте мех. Короткошёрстных кошек расчёсывают только во время линьки. Расчёсывая кошку. Двигай щётку по росту шерсти.
- Кошкам необходимо точить когти. Если им не обо что будет их точить, он может приняться за мебель. Лучше ему дать брусок из мягкой древесины или заготовить с чьей-либо помощью особый столбик для заточки когтей, покрытый мешковиной, или повесить на стену специальную доску.
- Кошкам не нужен душ или горячая вода. Кошки сами поддерживают себя в чистоте. Их шершавые языки исполняют роль гребешка. А передними лапками они, будто губками, умывают мордочки. Кошки очень гибкие и могут дотянуться почти до каждого участка своего тела.
7. Физкультминутка
На столе стояла миска,
(Руки вытянуть вперёд, ладошки ковшиком.)
Под столом сидела киска.
(Присесть, ладошки к голове, как ушки у кошки.)
Как сосиски пахнут в миске!
(Втянуть носом запах.)
Не достать сосиски киске.
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потянула скатерть киска –
(Руки вверх, четыре хлопка.)
Бац! Накрыло киску миской,
(Присесть, голову накрыть руками.)
А сосиски унёс
(Руки на пояс.)
Вислоухий старый пёс.
(Четыре шага на месте.)
8. Чтение детьми стихотворения «Котёнок»
- Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо. Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть в ответе за него.

Всё мяукал котёнок
Во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокийПрошуршал жёлтый лист –
Показалось котёнку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грустное.)
- Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Прежде чем принести кошку в дом, следует подумать, как к этому отнесутся родители, будет ли в квартире место для вашего питомца, есть ли такой человек, который сможет ухаживать за ним, если вы на время уедете, хватит ли у вас терпения ежедневно ухаживать за животным, заботиться о его благополучии.

9. Инсценировка стихотворения А. Гришина «Кошка»
- Кошка очень свободолюбивое животное. Её нельзя принуждать делать то, чего она не хочет. Вспомните сказку Киплинга о кошке, которая любила гулять сама по себе. Кошка любит полную свободу действий. А если она захочет, чтобы вы её приласкали, погладили, она придёт к вам сама.
(Показывается инсценировка стихотворения.)
Мальчик.
Говорит мне тихо кошка.
Кошка.
Пожалей меня немножко!
Мальчик.
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
- Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она:
Кошка.
Немножко, немножко
Пожалей – отпусти меня скорей!
10. Рассказ учителя «Породы кошек»
Слайд № 10
- Сколько на свете пород кошек? Пока – меньше, чем собак, но сотня наберётся. Разные породы отличаются друг от друга сложением тела, формой головы, окрасом, структурой шерсти.
- Самые известные длинношёрстные кошки – персидские. Большая голова, круглые глаза, приплюснутый носик. Много кушают и ленятся. Если бы не длинная шерсть, персидские кошки были бы вылитыми Гарфилдами. Они не только привлекательны на вид, но ещё и очень дружелюбны, покладисты и спокойны.
- Сибирские кошки очень любят своих хозяев! Только часто они ведут себя гордо и независимо.
- Британские короткошёрстные кошки привлекают внимание дружелюбным выражением мордочек, которое иногда называют «улыбкой Чеширского Кота». Короткую плюшевую шёрстку этих кошек не надо регулярно расчёсывать.
- У сиамских кошек короткая шерсть кремового цвета, более тёмная на голове, лапах и хвосте. Без постоянного внимания своих хозяев они просто зачахнут.
11. Викторина «Кошки-кинозвёзды»
Слайд № 11
- В наши дни кошки бытуют не только в сказках, пословицах и песнях. Они становятся известными кинозвёздами.
- Угадайте, о каких котах идёт речь.
- Кто хочет прочитать первый вопрос викторины?
1.Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
- О каком дружелюбном коте идёт речь? (Кот Леопольд.)
- Кто хочет прочитать второй вопрос викторины?
2.Этот кот – герой известного американского мультсериала.
- О каком коте идёт речь? (Том.)
- Кто хочет прочитать третий вопрос викторины?
3.Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
Ходит он на двух ногах
В ярко-красных сапогах.
- Какой кот носит красные сапоги? (Кот в сапогах.)
- Кто хочет прочитать следующий вопрос викторины?
4.Как звали кота, который претворялся слепым, товарища лисы Алисы?
- О каком коте идёт речь? (Кот Базилио.)
- Кто прочитает следующее задание?
5.Самый домовитый кот
В Простоквашино живёт.
Молоком полны все кружки,
Во дворе мычит Гаврюшка.
- О каком домовитом коте говорится в загадке? (Кот Матроскин.)
12. Песня «Про Барсика»
Слайд № 12
- Уже пятый год в России отмечается Всемирный день кошек. Давайте поздравим наших усатых-полосатых друзей и споём про них песню.
(Дети исполняют песню «Про Барсика».)
- Без Барсиков и Мурок дом пустой, лишён уюта и тепла. Играя с кошкой, заботясь о ней, мы становимся добрей и ласковей.

13. Игра «Собери пазлы»
Слайд № 13
- В конце урока предлагаю игру «Собери пазлы». Нужно составить из этих кусочков рыжего Барсика.
IV. Итог урока. Рефлексия
Желаем всем сидящим в классе
Уюта, счастья и добра,
И чтобы не было тоски
Чтоб рядом кошечка была.