Как изобразить доброе и красивое (1 класс)


Автор: Кузьмина Марина Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района Московской области
Электронный адрес: MarinaKuzmina70@yandex.ruФорма проведения: внеурочное занятие. Кружок «Добрый мир»
Место проведения: МБОУ «Большеалексеевская СОШ», кабинет 1 класса.
Занятие в рамках программы «Православная культура» Автор: Л.Л. Шевченко
Тема: «Как изобразить доброе и красивое?»
Задачи занятия: разработка связи между нравственными и эстетическими понятиями «красивое - доброе – послушание»
Планируемые результаты:
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, культуре;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
-усвоение нравственных норм и правил пловедения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России;
- умение следить за своими словами и делами
Наглядность:
-иллюстрации (изображения добрых людей: преподобный Серафим Саровский; И.П. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», В.А.Тропинин «Кружевница»);
-музыка: С.В.Рахманинов.Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть – коссонанс; С.С.Прокофьев. Токката – диссонанс (Музыкальное пособие «Звуковая палитра» - аудиокассета с проурочными музыкальными материалами); - Житие преподобного Серафима Саровского (http://www.serafime.ru/books/zhitie.shtml);
- материал об Архангеле Гаврииле (http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/About/Arh-Gavriil.htm)
План проведения занятия и его практическая реализация
1.Актуализация знаний
- Назовите самого доброго для вас человека?
- А кто всегда слушается маму? Поднимите руки.
-Кто знает пословицы о маме?
- Собери пословицу
Пословица: «При матери тепло, при солнышке добро»
Самый добрый и красивый человек – мама. (Слова на доске на листах.)
2.Самоопределение к деятельности
- Когда вы были совсем маленькие, мама пела вам ночь колыбельную песенку. Вы, конечно, этого не помните.
- А кто знает колыбельную песенку? Расскажите.
- Мы продолжаем знакомство с культурой наших предков – православных христиан.
3. Слушание колыбельной
И сейчас Света нам расскажет колыбельную песенку, которую мамы пели в то время.
Колыбельная
Спи, малютка, тихо, сладко;
Не тревожься в час ночной.
Ангел Божий над кроваткой
Охраняет твой покой.
Шаг за шагом, днём и ночью
За тобою он следит.
Видит горе он воочью,
Что тебе порой грозит.
И беду он, и несчастье –
Всё отводит от тебя,
И любовь его, участье
Ты запомни про себя.
4.Беседа по теме
- Кто охраняет сон малыша?
- Почему Ангела Хранителя называют добрым?
Сегодня я расскажу вам ещё об одном удивительном творении Бога – об ангелах.
Вы помните (об этом мы узнали из Священной истории), что в самом начале Бог сотворил небо – мир духовный, мир, в котором живут невидимые ангелы.
5. Просмотр презентации
( Показ презентации – слайд 1)
- Ангелов бог создал добрыми. Они любили Бога, были ему послушны.
( Показ презентации – слайд 2)
- Какие цвета используют художники?
(Нежные – голубой, розовый, жёлтый.)
Но один из них перестал слушаться Бога, стал злым и гордым. Он подговорил непослушанию некоторых других. За непослушание они были Божией любви. С тех пор существуют добрые и злые ангелы. Бог дал каждому человеку в помощь доброго ангела, который хранит его и помогает в добрых делах. Ангел Хранитель невидим для глаз человека. Но он всегда находится рядом. А злые ангелы стали врагами всего доброго.
К Ангелу Хранителю люди обращались, как и к Богу особыми словами, которые , как вы знаете, называются как?……молитва
Да, эти специальные слова, которыми человек разговаривал с Богом и Ангелом Хранителем, назывались молитвой. У Ангела Хранителя люди просили помощи. С тех пор злые ангелы жили отдельно от Бога и старались всюду делать зло. Они стали называться бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, называется дьяволом или сатаной.
6. Беседа по изученному материалу
- А как мы узнаем злого человека?
- Чем отличаются добрые люди от злых?
- Что вам не нравится в злых?
-Почему одни люди добрые, а другие – злые?
- Как изобразить доброе и злое?
7.Просмотр презентации
- Просмотр иллюстраций.
1) Архангел Гавриил – слайд 3.(Рассказ о том, что Архангел Гавриил — это один из семи главных ангелов, которые, согласно книге Товита, «приносят молитвы святых и входят пред славу Святого» (Тов. 12, 15). Имя Гавриил означает на еврейском языке «сила Божия». Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого
2) Серафим Саровский – слайд 4.Рассказ о Житие преподобного Серафима Саровского.
- Просмотр слайдов 5, 6
-Какие это люди? Почему? (Дети дают свою характеристику)
8.Слушание музыки
- Послушайте музыку
(С.В.Рахманинов.Второй концерт для фортепиано с оркестром)
- Какая это музыка? (Весёлая, добрая… )- Послушайте второй отрывок
(2 часть – коссонанс; С.С.Прокофьев. Токката – диссонанс)- Какая это музыка? (Тревожная, грубая… )9.Раскрашивание иллюстрации
- Выбери себе иллюстрацию и раскрась понравившегося ангела.
- Какие должны быть цвета? (Добрые, нежные…)
10. Выставка рисунков
- Прикрепите на доску ваши рисунки.
Все выполнены в добром цвете, значит, у нас сегодня всё получилось.
11.Рефлексия
Я надеюсь, что мы стали чуть добрее по отношению друг к другу.
Закончим занятие песней и танцем «Доброта»
Занятие закончено, до свидания.
Анализ итогов мероприятия:
Данный урок может быть только личностно-ориентированным. Методически это реализовано в форме диалога, беседы. Педагог идёт от формирования знания, пробуждения отношения ребёнка к образу объекта православной культуры и затем к осознанию им средств выражения. При этом используется проблемный метод обучения. На уроке создана атмосфера увлечённости предметом. Объём знаний формируется в соответствии со ступенями полного среднего образования. Отбор содержания материала производился с учётом методических и общедидактических принципов, способствующих активизации интереса к данному предмету. Этот урок является завершающим в теме «Красота Божиего мира» Дети узнали о том, как появилась на земле жизнь, как Бог сотворил красивый мир и доброго красивого человека. Дал ему правила для жизни. Как добрые и красивые люди старались сохранить красоту. Учащиеся научились видеть и слышать красивое в окружающем мире и изображать в своих рисунках. Красивое в природе называют красотой нерукотворной. Красивыми мы называем нашу Родину, Россию, Отечество, родную землю, Русь. Христиане называли красивой Русь православную. Данный урок своих целей достиг.
Урок проведён 19.12 2012 года в рамках районного семинара «Традиционные духовно-нравственные ценности образования в условиях социокультурных изменений современного мира. Проблемы. Поиски. Перспективы»
Прилагаю фотографии с данного мероприятия.