К уроку В гостях у Царицы-Водицы


В гостях у Царицы-ВодицыМалая академия Лаборатории 4-5-х классовИзучение свойств водыЭтлис О.А., МАОУ лицей № 49 г Калининград МАОУ Лицей № 49 * www.themegallery.com www.themegallery.com * Малая академия«Царица – водица» Лаборатории 4-х классовИзучение свойств воды МАОУ Лицей № 49 * www.themegallery.com www.themegallery.com ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ: liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Уникальные свойства воды Распределение температуры в зимнем водоеме Единственное вещество, существующее на планете в трех агрегатных состояниях. liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Священная древнеиндийская книга «Ригведа» О, священные воды,Будьте нашей защитойУтолите нашу жажду,Подарите нам блаженство и счастье liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Мудрость древних liceum49@mail.ru Вода – ты сок жизниЛеонардо да Винчи Первое начало и сущностьвсего – вода.Фалес из МилетаVI век до н.э. вода * www.themegallery.com Пословицы А Где иссякла вода, там и страна приходит в упадок. Б В liceum49@mail.ru Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою В худом котле вода не держится. * www.themegallery.com Ученые о воде «Вода – вещество, которое создало нашу планету.» академик И.В. Петрянов«Вода – это самое драгоценное ископаемое…это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь, там где не было.» академик А.П.Карпинский liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Писатели, поэты о воде liceum49@mail.ru «…Вода бесконечные лики вмещаетВ безмерность своей глубины…»К. Бальмонт«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери * www.themegallery.com Писатели и поэты о воде liceum49@mail.ru «Что может быть воды полезней?Без воды – грязь,Без воды – болезни.»В.В. Маяковский. «Воды глубокие Плавно текут.Люди премудрыеТихо живут»А.С. Пушкин * ПредставлениеЛабораторий МАОУ Лицей № 49 * www.themegallery.com www.themegallery.com планируемые метапредметные результаты 1 2 3 Liceum49 @mail.ru Приобретение естественно-научной грамотностиВозможность использовать своизнания,приобретение опыта решения нестандартных задач Умения учиться, овладевать УУДСовершенствовать способности использовать универсальные логические умения Развитие умений и опыта экспериментальной и исследовательской,практической деятельности. * www.themegallery.com Планируемые метапредметные результаты Информационнаядеятельность Коммуникативнаядеятельность Деятельностьпорешениюпроблем liceum49@mail.ru Наблюдения;Проведение эксперимента;Проведение исследовани. Работа с текстомОбработка информацииОсуществление информационного поиска 1Составление письменного текста в соответствии с поставленной целью;2.Выступление с устным сообщением;3.Осуществление сотрудничества в группе * www.themegallery.com Правила работы в группе Подготовиться к отчёту по выполненной работе Liceum 49@ mail. ru Нужно слышать и слушать друг друга;Нельзя перебивать говорящего Нельзя критиковать выступающего, Находите позитив в высказываниях своих товарищей Выступая предлагайте новые идеи;Старайтесь увлечь ими других * www.themegallery.com Лаб.1 Лаб.2 Лаб.3 Лаб.4 1 загадки 2 Эрудицион.Знатоки и наблюдатели 3 Убедись сами 4 Приготовим цветной водный раствор 5 Обесцвечиваем раствор 6 Дополним Архимеда Ход занятия * Загадки КОНКУРС 1. * www.themegallery.com Эрудицион.Знатоки и наблюдатели. Конкурс 2 * www.themegallery.com www.themegallery.com Физические свойства воды Вам потребуется вспомнить то, что вы знаете о воде и умение наблюдать.Ход работы.Поставьте стакан с водой на лист белой бумаги.Внимательно рассмотрите воду в стакане.Запишите ваши наблюдения в колонку таблицы «Значение свойства». * www.themegallery.com Свойство Значение свойства Температура кипения Температура плавления Плотность (t = 4о) Плотность льда (t = 0о С) Теплопроводность Электропроводность Способность растворять вещества Летучесть Цвет Прозрачность Вкус Запах liceum49@mail.ru * Убедитесь сами КОНКУРС 3 * www.themegallery.com www.themegallery.com . Большая часть земной поверхности покрыта водой * www.themegallery.com Нахождение воды в природе * www.themegallery.com Кровь 90 % Жировая ткань 29 % Мышцы 75 % Кости 28 % Зубная эмаль 0,2 % Стекловидное тело глаза 87 % * www.themegallery.com Содержание воды в живых организмах Корни и луковицы 70–95 % Более 70 % Около 80 % liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Вода в организмах млекопитающих 60–80 % от массы тела человека в зависимости от возраста.Смертельно опасна для организма потеря 12–20 % влаги. ≈ 70 % воды в организмах млекопитающих. * www.themegallery.com Практическая работа «Подсчет содержания воды в организме школьника» mводы = mтела х 80 : 100 liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Заполняем таблицу mводы = mтела х 80 : 100 1 2 3 4 5 * www.themegallery.com ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ Чистая (дистиллированная) вода – бесцветная, прозрачная жидкость, без запаха и вкуса, летучая.Единственное вещество, которое на Земле существует в трех агрегатных состояниях.Температура кипения 100 °С.Температура кристаллизации 0 °С.Плотность воды 1 г/мл.Плотность льда (t = 0о С)0,917 г/см3Вода обладает самой большой теплоемкостью среди жидкостей.Растворяет многие простые и сложные вещества Она не проводит электрический ток. liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Очень важные Правила Liceum49 @ mail. ru Чтоб работа получиласьИ несчастье не случилось,Слушай все внимательноИ помни эти правила!То, что на столе, смотри,Сразу в руки не бери!Чтобы порошок набрать,Тебе шпатель нужно взятьА жидкость налить можноПипеткой, осторожно.Не хватай нечего в рот,Чтоб не заболел живот!Как все сделал – не забудьРуки вымыть!В добрый путь! * Приготовим водный цветной раствор КОНКУРС 4. * www.themegallery.com www.themegallery.com Приготовление водного цветного раствора Наблюдайте изменения, происходящие в жидкости при постепенном растворении кристалликов.Зафиксируйте время, через которое окраска растворов в каждом стакане станет равномерной.Что вам удалось выяснить?Почему так происходит? liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Растворимость веществ в воде Растворимые Мало-растворимые Нерастворимые Растворимость веществ в воде Растворимые Мало-растворимые Нерастворимые Растворимость веществ в воде РастворимыеСахар – в 1 л растворяетсяя 2000 г Мало-растворимыеГипс – в 1 л растворяется 2 г НерастворимыеХлорид серебра – в 1 л растворяется 1,5 · 10-3 г liceum49@mail.ru * Обесцвечиваем раствор КОНКУРС 5. * www.themegallery.com www.themegallery.com В первый стакан положите 2 таблетки активированного угля; перемещайте содержимое стакана стеклянной палочкой и оставьте на несколько минут.Что наблюдаете?Пропустите полученную смесь через бумажный фильтр в колбу.Как выглядит жидкость, поступающая в колбу?Сравните жидкость в колбе и «контрольный образец » во втором стакане.Что вам удалось выяснить?Почему так происходит? liceum49@mail.ru * Дополним Архимеда КОНКУРС 6. * www.themegallery.com www.themegallery.com Дополним Архимеда 1 Получаем пузыри 2 Как прохладно и приятно! 4 Почему лед не тонет? liceum49@mail.ru 3 Ищем полезную воду. * www.themegallery.com Получаем пузыри * Поверхостное натяжение liceum49@mail.ru www.themegallery.com Так прохладно и приятно! liceum49@mail.ru * Ищем полезную воду liceum49@mail.ru www.themegallery.com liceum49@mail.ru Почему лед не тонет? * Проверь себя Водакакая? ....., ……;что делает?…,…,… ;Свойство ……… . www.themegallery.com Проверь себя! Вставь недостающие слова.Вода на земле встречается в трех состояниях:………………, …………….., ……………… .Состояние воды изменяется в зависимости от ………………. . Вода не имеет …………., ……….. и …………..Вода может ……………. вещества liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Домашнее задание Проведи эксперимент: Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой. Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод. liceum49@mail.ru * www.themegallery.com Вода – это жизнь!Берегите воду! Спасибо за работу и внимание!Пейте чистую воду! liceum49@mail.ru *