Разработка урока внеурочной деятельности — проект Многоугольники.Дворец царицы математики


Тема: "Многоугольники. Проект «Дворец царицы математики»".
Целеполагания:
Дать понятия "витраж", "мозаика", обобщив знания обучающихся.
Ознакомить с технологическим процессом  создания витража в  современных  условиях быта.
Научить обучающихся выполнять витраж в бумажной технике, методом рисования, и при помощи пластилина.
Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
Содействовать  эстетическому воспитанию.
Задачи:
- развитие интереса к витражному искусству и математике;
- формирование умений в составлении композиции для практического применения;
- развитие навыков при подборе фигур в составлении витража;
- развитие художественных навыков при выборе цвета в составлении витража.
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Вопросы:
- значение витража;
- виды витража;
- техника выполнения витража.
Оборудование: иллюстрации витражей (презентация), технологический алгоритм работы, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).
Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
- Что же такое витраж?
На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем нашем уроке.
Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.
Слово “витраж” произошло от французского vitre (оконное стекло). Так называли просвечивающиеся стеклянные картины.
В наше время витражи изготовляют из бумаги, пленки, соломки, пластилина.
В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов, сплошных плоскостей и даже специальных украшений художественных изделий.
- Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.
Витраж представляет собой декоративную композицию, в основе которой лежит волна с элементами в виде птиц и цветов. Волна – это новизна, подъем, стремление вперед. Птицы – это красота, любовь.
Используют разные цвета:
Красный – это сила, энергия, без которой не возможна жизнь.
Желтый – цвет царственности, славы, а также тепла и добра.
Синий – символ земной жизни, плодородия.
Белый – это символ чистоты, здоровья, согласия.
Работа по изготовлению витража развивает фантазию, эстетический вкус, Способность выражать своё отношение к окружающему миру. Формирует интерес к художественным традициям своего народа. Способствует развитию умений и навыков. Воспитывает художественный вкус.
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
Витраж из стекла – самый сложный по изготовлению.
- Витражи можно делать не только из стекла, а также из пластилина, ткани, бумаги, пленки, и рисовать красками. (Показ слайдов)
Правила гигиены и безопасности труда:
рабочую зону накрыть пленкой;
для защиты от загрязнения надеть фартуки;
на рабочем столе должен находиться лоток для мусора;
рабочие приборы размещать справа;
будьте внимательны при работе с ножницами, краской, стеклом.
Наша цель: разными способами выполнить витраж одного и того же рисунка “Дворец царицы математики”.
Главная особенность витражей:
Все контурные линии изображения должны соприкасаться друг с другом с самой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные стекла.
Физкультминутка.
Примерный технологический алгоритм изготовления витража
Обезжирить поверхность стекла.
Подобрать эскиз.
Выполнить контурный рисунок. (Обвести)
Подготовить состав для росписи. (Краски, пластилин, бумагу)
Роспись в различной технике.
Обвести контуры витража
Работа над композицией (по группам)
1-я группа. Будет рисовать акварельными красками на стекле.
2-я группа. Из бумаги.
3-я группа. Из пластилина.
Дифференцированная работа в группах в разной технике
1 группа: рисование
обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
дать просохнуть;
раскрасить рисунок разными цветами;
дать просохнуть, чтобы не стекла краска;
обведи контуры.
2 группа: из бумаги
1. обвести рисунок фломастером или черным маркером;
2. с помощью ножниц сделать прорези;
3. через прорези переведи рисунок на вторую основу;
4. добавь запас по краю детали;
5. вырежи детали;
6. наклей детали;
7 обведи контуры.
3 группа: из пластилина
1. обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
дать просохнуть;
нанести тонкий слой пластилина на части эскиза;
обвести контуры.
Оценивание, самооценка деятельности.
Итоги урока. 
Где мы можем использовать свои работы? (При оформлении; подарить, как картину)