Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения


Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа 8 вида №1»Доклад на тему: «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения»   Тарасова Нина Борисовна учитель трудового обучения  г. Комсомольск- на Амуре2015 г.      Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка .Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии ( проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать своё Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём? Все формы детского творчества для ребёнка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику. Во время занятий трудом решаются следующие задачи: Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины; Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать; Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно- прикладного искусства; Воспитание активного эмоционального- эстетического отношения к видам искусства; Развитие интереса к духовному миру человека; Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни. Для развития творческой деятельности существует несколько принципов: прежде всего, следует сформировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки ; новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики; следует учить ребенка искать решение , учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства; стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. Раскрывая понятие «опыт творческой деятельности», выделяются следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции знакомого объекта; альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной проблемы различными способами . 1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.  Дети вышивают на занятиях крестиком Сувенир для мамы На уроке швейного дела Работа с картоном Новогодняя ёлка С Новым 2015 Годом! Скоро Новый Год Две подруги