Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения.


Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения.
Значение труда в развитии общества в целом и личности в частности общепризнанно. С трудом связаны прогресс науки и техники, сущность человека и его самоосуществление, взлеты научного творчества человека, становление и изменение его характера.
Труд, по оценке врачей, есть биологическая необходимость. «Мозг приходит в расстройства и хаос, - пишет известный ученый – биолог, автор теории стресса Г. Селье, - если мы не используем его постоянно для достойных занятий».
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивида: его психических процессов, психических состояний и психических свойств. Посредством психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель трудового действия, контролирует ход этого действия, оценивает его результаты и т.д. Возьмем, к примеру, воображение. Многое требуется представить раньше, чем удается что-то сделать. Человеку, говоря словами Д.И. Писарева, приходится постоянно «забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками». Еще более высокие требования к воображению человека предъявляет конструирование новых технологических процессов, технологических приспособлений, способов работы. Требуя участия воображения и других процессов, труд и развивает их.
Показателем уровня общего развития подростков является их творческая активность, творчески преобразующая деятельность. Творческая деятельность – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творческим будет и то, что вносит, как говорил П.С. Выготский, в старое хоть йоту нового.
Творческой личности присущи такие качества, как напряженность внимание, огромная впечатлительность, восприимчивость (перцептивные особенности личности), оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работо-способность (характерологические способности).
Во многих психологических исследованиях у нас и за рубежом было установлено, что для творческого отношения к делу характерны необычный взгляд на предметы и явления, нахождение новых аналогий, свободная импровизация. Новые, оригинальные идеи, как правило, возникают в атмосфере раскованности и в обстановке свободного обмена мнениями, когда даже самая плохая идея не подвергается критике и, следовательно, отсутствует боязнь быть непонятым или осмеянным. Разработаны даже специальные методы стимулирования коллективного творчества: «мозговая атака», синектика, морфологический подход, «музейный эксперимент» и др. В упрощенном виде суть мозговой атаки заключена в высказывании (генерировании) его участниками различных, в том числе и самых фантастических идей решения той или иной проблемы (задачи) с последующим отбором наиболее оптимальной. На первом этапе критика запрещается, на втором – проводится анализ и оценка предложенных решений. Люди с преобладающим развитием фантазии, способностью к аналогиям более полно раскрывают себя при генерировании, а с рассудочным складом ума, при аналитическом переборе и оценке выдвинутых идей.
Метод морфологического анализа и синтеза – это системный поиск нового технического решения, когда каждый последующий шаг вытекает из предыдущего. Для спешного использования данного метода разрабатывают специальные морфологические таблицы.
Синектика – несистемный метод создания новых технических решений, где каждый последующий шаг не обязательно следует из предыдущего. Он основан на активизации потенциальных творческих возможностей человека – интуиции, способности к аналогиям, творческого воображения. При этом главное средство нахождения решения – установление аналогий. Используется прямые, символические, фантастические и субъективные аналоги. Последнее заключается в перевоплощении синектора в тот объект или техническую, которые проектируются (эмпатия). При этом он представляет, как «себя чувствует объект» в различных состояниях и под нагрузками.
Чтобы уроки труда были уроками творчества, на них, естественно, следует воссоздавать названные условия, знакомить учащихся с перечисленными методами.
Говоря о сущности творческой деятельности учащихся, необходимо отметить, что для нее характерны все основные закономерности, которые имеют место в творческом труде взрослых людей:
Все что создают школьники в процессе творческой работы, независимо от ее общественного значения, требует от них кропотливого, часто напряженного труда.
Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых. Этому процессу свойствен высокий уровень интеллектуальной деятельности, в нем проявляется не одна или две какие-нибудь психические функции, а личность человека в целом со всем его сложным комплексом психофизических сил, способностей, знаний и умений.
Всякая творческая деятельность предполагает решение определенных задач, и это достигается в большей мере не простым восприятием, а посредством мыслительной деятельности, в результате которой из имеющихся знаний делаются новые выводы. Велика роль в творческом процессе и других психологических функций. Потребности и мотивы побуждают человека к творческой деятельности; интересы способствуют направленности его сознания на предметы творческого труда; эмоции и чувства делают этот труд более вдохновенным, а волевые действия способствуют решению сознательно поставленной задачи.
3. В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике.
Наряду с этим процесс творческой деятельности учащихся имеет и свои особенности:
Для всякого творчества характерна новизна, которая может быть объективной или субъективной. Говоря иными словами, в процессе творческой деятельности могут создаваться продукты труда, новые для общества (объективная новизна) либо новые только для того, кто их создает (субъективная новизна).
Творчество учащихся характеризуется более низким, чем у взрослых, уровнем самостоятельных действий. Это обусловлено тем, что учащиеся не имеют достаточного опыта работы, что они пробуют свои силы в решении творческих задач в период своего роста и развития.
Особенности творческой деятельности учащихся таковы, что педагогическое руководство ею приобретает решающее значение. Основные условия, которые следует соблюдать при руководстве творческой работой учащихся:
В единицу времени ученик может освоить строго определенное количество информации, следовательно, надо тщательно отбирать изучаемый материал, имеющий прямое отношение к достижению конечной цели и отбрасывать все остальное.
Необходима многократность повторения по-разному организованного учебного материала. Повторение, тем более многократное, не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, иначе это снизит интерес к знаниям, вызовет усталость и равнодушие к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.
Разносторонне развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшимся.
Частая смена видов труда позволяет поддерживать постоянный интерес к трудовой деятельности.
Резко повышает эффективность обучения предоставление учащимся инициативы в выборе темы, сложности и формы изготовление изделия.
Независимо от вида труда надо сразу учить грамотному выполнению работы. Если навыки работы привиты неправильно, то потом переучить будет очень трудно или даже невозможно, и к тому же может быть начисто отрезан путь к достижению высокой квалификации в работе по этому направлению.
Знание – фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. К творчеству ребенка следует подходить постепенно, основывать на уде имеющейся у него информации, которую надо закрепить на практике.
Включение учащихся в деятельность, заключающую в себе возможность самостоятельного решения различных вопросов и задач.
Подведение учащихся к творческой идее или прямая постановка перед ними вопросов и задач творческого характера.
Трудовое задание может быть составлено так, чтобы творческая задача являлась его органической частью, а решение ее составленной частью трудового процесса. Очевидно, в таком случае без решения творческой задачи невозможно выполнение трудового задания. Трудовое задание может заключить в себе возможности творческого труда.
Побуждение учащихся к актуализации и применению знаний по основам наук и основам производства.
Стимулирование творческой деятельности учащихся. Творчество само по себе стимулирует деятельность учащихся, т.к. оно всегда связано с решением интересных практических задач и поэтому увлекает ребят. Стимулирование творческой деятельности достигается также поощрением учителя, организацией выставок лучших работ, популяризацией достижений учащихся в стенной печати и т.д.
Какие же творческие задания декоративного и технического (конструкторского) характера можно применять на уроках обслуживающего труда? Например, при изготовлении мягкой игрушки детей знакомят с различными ее видами, показывают натуральные образцы, рисунки, фотографии. Показывая выкройки некоторых игрушек, объясняют необходимость соблюдения пропорций и припусков на швы. Потом предлагают детям самим нарисовать эскиз игрушки причем такой, которой была бы своеобразна, но несложна в изготовлении; подобрать необходимые для этого материала.
При освоении основ вышивания крестиком детям демонстрируют готовые работы и эскизы, объясняют, что такое мотив, знакомят с наиболее простыми композиционными приемами. Для работы в классе используют 2-3 различных узора, которые состоят из одного или двух простых мотивов. При обучении композиционным приемам учитель пользуется цветными шаблонами, вырезанными из бумаги. Раскладывая из на ткани, находят самую удачную комбинацию. Одновременно учитель рассказывает о сочетании цветов и ниток. Затем девочки самостоятельно выполняют задание составить из мотивов узор, правильно разместить его на ткани, подобрать цвета.
При освоении приемов вязания в качестве творческого задания декоративного характера учащимся предлагают найти наиболее удачный вариант расположения цветных полосок для пенеток. Поскольку важно научить детей экономно использовать материалы, целесообразно вязать полосатые пенетки. Для этого можно использовать имеющиеся небольшие клубки шерсти. Эта работа учит детей правильному подбору сочетания цветов. Чтобы помочь им, проводят упражнения по цветовой таблице, говорят о теплых и холодных цветах, контрастных и гармоничных цветах. Дети вместе с учителем раскладывают на основе цветовую пряжу, пока не будет найдено наиболее удачное сочетание.
В качестве творческой работы ученики составляют эскиз пенетка учетом ширины полос и необходимой для них шерсти. Это развивает композиционные способности, цветовое чутье.
При шитье фартука, ночной сорочки, юбки и т.д. детям предлагают применять самую разнообразную отделку: вышивку, кружево, связанная крючком, декоративную тесьму, аппликацию. Для вышивки можно использовать простые мотивы, инициалы, мережку. В качестве творческой работы детям предлагают рзмещать мотивы или элементы на разных местах: на груди, в центре, вокруг ворота, на плечах, карманах, воротнике и манжетах, вдоль кокетки и т.д.
Много творческих заданий можно предложить учащимся при вязании рукавиц. По готовому образцу детей учат высчитывать количество петель. Можно дать учащимся простые мотивы узора и предложить составить из них рисунок для рукавиц, высчитать для него необходимое количество петель.
При изготовлении мягкой игрушки способом вязания на спицах, когда ее собирают из двух одинаковых частей в качестве творческого задания детям предлагают оформить игрушку в виду различных животных или людей.
1при вязании крюком практическую работу можно выполнить в технике ирландского кружева. В технике вязания по кругу детей учат вязать мотивы геометрических форм и растительный орнамент, например, цветы и листья, соединять отдельные мотивы между собой. В задачу учащихся входят составление узора из имеющихся мотивов. Детей заранее знакомят с композиционными приемами на основе готовых образцов, фотографий и рисунков, затем мотивы узора, связанные крючком, соединяют в технике ришелье.
Развитие творческих способностей нужно начинать с самых простых занятий, постепенно усложняя их с тем, чтобы самостоятельность учащихся возрастала, и в итоге они могли конструировать изделия, разрабатывать технологию организовывать свой труд.
Таким образом, организация творческой работы учащихся позволяет осуществлять проблемный подход в трудовом обучении.

Использованная литература
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М, 1987.
Барабанов А.Г., Гурин В.Е. Техническое творчество школьников. – Краснодар, 1981
Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982
Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли II соч. – т.8, - М., 1956
Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом. – М., 1987
Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. – Киев, 1985.
Волков И.П, Одна цель – дорог много. – М., 1990
Хуторской А.В. Развитие одаренности у школьников. Методика продуктивного обучения. Х., 2002
Подказистый П.И. Искусство преподавать. М., 2003
Ж «Школа и производство», 12/88. Ж «Школа и производство», 9/89.
Ж «Школа и производство», 8/89.