Родительское собрание №1 Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1
«Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
Задачи:
выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании. Я классный руководитель ваших детей. Меня зовут Наталья Александровна! Немного расскажу о себе.
Ну а теперь давайте познакомимся с вами. Заочно мы уже знакомы со всеми, через анкеты я узнала немного о вас. С большинством родителей мы уже знакомы ближе. Спасибо, что быстро реагируете на мои просьбы, что предупреждаете об отсутствии детей и ставите в известность обо все трудностях, с которыми встречаются наши дети. Спасибо тем мамам, которые поддержали нас на Дне здоровья!!! Мы заняли первое место!!!
Тема нашего первого родительского собрания «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе».
Тезис на доске: Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер
Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.
В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам сверстников.
Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школе исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос.
В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.
Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать нашим детям.
Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. т.е. быть самостоятельными. А как гласит “закон об образовании” статья 52: в обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать дневник.
Итак, давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.
Первая проблема это - новые условия обучения. Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Только у него он старался завоевать авторитет. Уже в середине первого класса этот педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, у него был один основной педагог, вокруг его были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница - как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.
При переходе в среднее звено ученик в первую очередь сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. 
У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это все требуется немало времени. И по школе приходиться побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогам и выстраивать отношения. Хочешь не хочешь, а начнешь волноваться, даже можно испугаться - а от сюда и высокая тревожность.
Вторая проблема это - изменение требований. Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другой - простую, но их должно быть несколько У преподавателя свои требования которые отличаются от требований учителя математики. Учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись, где что надо делать.
Третья проблема это - отсутствие постоянного контроля классного руководителя. В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог во время подсказать, если, что не так. Одному ученику напомнит, что бы он ни забыл сделать домашнее задание, другому напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у третьего спросит как здоровье, зная, что у него частые головные боли и может остаться после уроков, чтобы ему помочь выполнить какое либо задание. Иными словами в начальной школе, педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками. При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка у него много учащихся из различных параллелей. Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нужны, и что можно просто-напросто «похалявить» что-то не выполнить и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны, классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следит за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.
Игра «Экзамен для родителей».
Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов:
Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучалваш ребёнок в четвертом классе? (10)
А сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе? (14)
Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом классе? (4)
А сколько учителей-предметников обучает его сейчас в пятом классе? (12)
Самое наибольшее количество уроков в день в четвертом классе? (5)
Вспомните, пожалуйста, учебные дни недели, которые является самыми трудными и напряжёнными у вашего ребенка в пятом классе? (вторник, среда - 6 уроков, остальные дни по 5)
Вот Вам и наглядный пример как изменилась жизнь Ваших детей при переходе в среднее звено.
А сейчас я предлагаю Вам определить с помощью теста «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» есть ли у Вашего ребенка проблемы в школе на этапе социальной адаптации к новым условиям обучения.
Тест для родителей «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему не нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
С нашими детьми уже работает психолог, посещали уроки и администрация школы, наблюдая за детьми в период адаптации. Говорю честно, борьба у нас идет совместная со всеми учителями-предметниками с дисциплиной. Дети не умеют слушать друг друга, они бесконечно все комментируют, не дают сказать друг другу. Они не умеют общаться друг с другом вежливо, постоянно фамильничают. Уважаемые родители, у меня к вам огромная просьба, понаблюдайте за своими детьми дома, когда они рассказывают вам об одноклассниках, одергивайте их, когда они называют одноклассников только по фамилии. Мне очень хочется, чтобы они были вежливыми. Понаблюдайте, как они общаются в семье, перебивают ли вас, встревают ли в разговоры взрослых. У них нет выдержки. Может быть им не хватает общения? Пока я не могу с ними в этом отношении продвинуться ни на шаг.
Я проводила у них анкетирование на тему «Хорошо ли им в школе». Очень радует, что все дети имеют желание приходить сюда, настораживает только то что 2 ребят не испытывают симпатии к учителям, и при этом им неблагодарны. Может быть это связано со страхом к новым предметам. Многие не уверены в себе. Любимые предметы у них математика, информатика, история, литература, русский язык, музыка, география, физ-ра, изо и технология. Вызывают затруднения: русский и английский языки, биология, история, география, математика. Некоторые не любят урок биологии, физ-ры, английского, истории, технологии, но больше всего дети выбрали биологию. Я думаю, что это временное явление. Они немного привыкнут и будут любить биологию, потому что это интересно. Нескольким ребятам в классе нравится работать с микроскопом и кабинет биологии нравится. Еще им нравится наш кабинет, спортзал, столовая и кабинет истории, потому что там школьный музей, они с удовольствием там находятся. У всех детей есть в классе друзья. Они активно готовятся к выступлению на дне рождении гимназии. На вопрос кто помогает им в подготовке домашнего задания, треть детей ответила, что никто, несколько человек написали, что родители только проверяют. Остальные ответили, что родители, в основном мама.
Я думаю, что период адаптации в нашем классе прошел. Успеваемость конечно у некоторых ребят снизилась, а у некоторых наоборот повысилась. Но я думаю, что во второй четверти они выровняются. Если в сводных ведомостях есть точки или жирные двойки, которые стоят карандашом, эти оценки можно исправить, только ребенок должен сам подойти и сдать что-то особенно рисунки по ИЗО, у кого нет оценок, значит рисунки дети не сдают вообще.
А у вас уважаемые родители период адаптации прошел?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или учителем-предметником
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Я для вас доступна с 7-00 до 20-00.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Проговорим некоторые организационные моменты:
Расписание у детей уже стабильное:
:
понедельник вторник среда четверг пятница суббота
1. русский технология русский математика математика  
2. русский технология физ-раин.язинформатматематика
3. математика математика ИЗО рус.яз. физ-ра4. математика русский история биология ин.яз 
5. история русский литератприрода русский  
6. география обществозн   
Каникулы:– осенние с 31 октября по 6 ноября.– зимние с 30 декабря по 11 января.– весенние с 24 марта по 2 апреля.
Учебный год заканчивается 27.05
Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ, жилеты обязательны.
Спортивная форма – 
на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой – лыжи (до– 18).
Зал – белая футболка, шорты, белые носки, кеды или кроссовки.
Питание – 40 рублей в день, за октябрь сумма 960, мы собирали по 1050 руб., у всех останется переплата, которая перейдет на следующий месяц.
В школе имеются следующие кружки:
– Занимательная математика;– Юный музеевед;–
Просьба заглядывать в дневник, особенно после его проверки (мы проверяем дневники в среду) и расписываться после моей подписи, а не до нее, а то я не могу понять вы видели оценки или нет. Есть попытки исправления оценок в дневниках, поэтому если я пишу в скобках какая оценка, обратите на это внимание.
С 25-27 октября, 3 дня ходим в парадной форме. День рождения гимназии.
Мы 26-ого октября выступаем в «Юбилейном» в 9-30 начало. Нам нужны 25-ого числа яблоки 27 штук. Нам нужно будет их в корзинке подписанной, утром сдать дежурному администратору, чтобы их увезли в Юбилейный. Может быть есть желающие родителя наше выступление заснять. Только 1-2, потому что мест свободных не будет.
Принять тематику родительских собраний на учебный год.
Поскольку вы являетесь социальными заказчиками школы, вы должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в нашем классе. Поэтому, я предлагаю вам обсудить, в каких делах класса вы смогли бы помочь: – проведение бесед с учащимися на специальные темы;
– организация или помощь в организации экскурсий, походов, поездок;
– помощь в изготовлении пособий;
– помощь в организации досуговой деятельности;
– другое______________________________________
А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета, я хочу предоставить слово родительскому комитету, представители которого были на общешкольном родительском комитете.
В заключении хочется сказать о посещении школьных собраний родителями в двух словах: Явка обязательна
Есть ли вопросы ко мне?
Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.
Подведение итогов собрания
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Провести в конце четверти совместный вечер “Мы и наши родители”.