Сценарий открытого занятия (начальная школа совместно с детским садом) Музейный урок Бабушкин сундук


Конспект открытого занятия
(начальная школа совместно
с детским садом)

Тема:
«Бабушкин сундучок»
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель в русском национальном костюме.
Ребята, посмотрите, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте подарим им частичку своего настроения и доброты, улыбнёмся гостям.
Воспитатель: А как мы можем поприветствовать гостей по старым обычаям: приложить руку к груди и сделать поклон.
Воспитатель: Ребята, наверное, вам очень хочется узнать, почему на мне такая одежда? (Да)
Воспитатель: - На мне русский костюм: сарафан и рубашка. Так одевались люди много – много лет тому назад. Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки. Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - что это? (ответы детей) .Воспитатель: - Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей) .Воспитатель: Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Это сундук наших предков. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный. Чтобы его открыть, надо сказать:
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок! »
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
(Дети произносят слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
Воспитатель: -Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
(Воспитатель открывает сундук)
- Что же это (достает сарафаны)
Воспитатель: А вы хотите примерить эти сарафаны? (Да) Мне так хочется что бы вы стали тоже хранительницами культуры наших предков.
(Дети надевают сарафаны и рубашки)
Воспитатель: Ребята вам так идёт этот наряд, вы такие красивые, да и у вас я чувствую настроение улучшилось. Вы теперь такие же нарядные, как и наши гости.
Воспитатель: Ну ребята, как говорили в старину: давайте присядем рядком, да поговорим ладком.
(Дети садятся на стульчик)
Воспитатель: У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Подарили родители). Где их покупают? (В магазине). А как вы думаете, где делают игрушки? (На фабрике). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вот в те далёкие времена, когда жили наши предки, бабушки и прабабушки ваших бабушек во что они могли играть, если не было фабрик для изготовления игрушек.
Воспитатель: Правильно, люди сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.
Воспитатель: Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте.
Учитель: Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из резины? (резиновая)
Из тряпочки? (тряпичная)
Учитель: Ребята, а давайте ещё посмотрим, что лежит в этом сундуке
(Дети подходят к сундуку)
Учитель: В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: эти игрушки мастерили сами, своими руками. ( )
(Дети подходят к столу с игрушками)
Учитель: Ребята, посмотрите, а вот на этом столе что расположено? (Игрушки)
Учитель: Сравните вот эти игрушки (сделанные на фабрике) и вот эти игрушки (сделанные своими руками). Они одинаковые или нет? А чем они отличаются? (одни фабричные, другие сделаны руками человека)
Учитель: Таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Ученица: А теперь посмотрите на этих кукол. (достать кукол из сундука) Какие они необычные. Они сделаны из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение.
Ученица: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Ученица: Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Они хранились в сундуках. К изготовлению куклы относились серьезно и ответственно. Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила и свой сокровенный сундук с куклами.
Кукла ЗерновушкаС давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Это кукла – мешочек. В неё насыпали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай.
Кукла Травница
Это тоже кукла – мешочек. В него помещали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав.
Кукла ПеленашкаПеленашка – кукла - младенец.
Кукла УтешницаКукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.
Учитель: Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. А вам сколько сейчас лет?
(Ответы детей - 5, 6 лет)
Учитель: Ребята, значит мы тоже сможем сделать такую куклу? (Да)
Учитель: А из чего же мы будем их делать?
(Ответы детей)
- Ребята, давайте посмотрим, может бабушкин сундук нам в этом поможет?
Учитель: В сундуке лежат лоскуты разные, нитки, тесемки – это всё для нашей куклы?
Ученица: Садимся на стульчики за маленький стол и сейчас мы с вами попробуем тоже сделаем куклу Утешницу. В народе говорят « Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
(Русская народная мелодия)
Учитель: Кукла получилась такой красивой, потому что вы вложили в неё тепло своих рук, доброту, внимание.
(Воспитателю подойти к кроватке)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите в кроватке проснулась кукла Малаша.
( Дети подходят к кроватке.)
Воспитатель: Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку, и споём Малаше колыбельную песенку.
Исполняют колыбельную песенку.
Учитель: Ребята, пусть наши куколки спят, а у меня есть для вас ещё сюрприз. Садитесь на скамеечку.
(Дети садятся на скамейку)
Учитель:
В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый друг: Любая вещь из сундука – Звучит истории строка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ………
Дети.
Матрёшка.
Учитель: (Показывает игрушку матрёшку)
Правильно, матрёшка! Вам она нравится? (Да)
А чем она вам нравится? (Яркая, красивая, разноцветная)
Учитель:
Матрёшка – наш национальный сувенир.
Разрисованы они цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет.
Ни дать ни взять – простая деревенская Матрёна. Так игрушка и получила имя столь популярное в наши дни: матрешка.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что из себя представляет игрушка Матрёшка.
(Ребёнок раскрывает и ставит их на стол в одну линию)
Музыкальный руководитель: Давайте мы споём песенку для наших матрёшек.
(Включить песню «Матрёшки»)
Физкультминутка.
Мы веселые матрешки –Ладушки, ладушки.На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Раскраснелись наши щёчки.В сарафанах наших пестрых,Ладушки, ладушки.Мы похожи, словно сестры,Ладушки, ладушки.(Дети шагают. При произношении слов «Ладушки, ладушки» дети хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на пятку. Далее кружатся, руки на поясе)
Воспитатель:
-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрёшку.
(Дети садятся за столы)-Мастера просят вас до раскрасить матрёшек – орнамент на сарафане.-Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь? (Да)
Воспитатель: Чтобы сарафаны наши были яркими, мы раскрашиваем аккуратно, не заходя за линии, штрихи наносим ровным слоем без белых пробелов. Вы аккуратно раскрашиваете орнамент, а матрёшка за вами наблюдает и радуется, а как только с вашего стола матрёшка уходит, вы передаёте свою матрёшку следующему, по кругу и с появлением новой матрёшки продолжаете рисовать.
(Звучат русская песня «Народные матрёшки», дети изготавливают матрёшек)
Воспитатель: Ребята, заканчиваем работу, вы молодцы, у вас получились такие красивые матрёшки.
-А зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).
- Скажите, а кому бы вы могли подарить матрёшку, сделать доброе дело, что бы у того человека стало хорошее настроение? (Ответы детей)
1 девочка:
Эй, девчата хохотушки,Запевайте-ка частушки!А ребята, поскорей,Подыграйте веселей!
В центр выходят девочки.
2 девочка:
Начинай-запевай.Каждому известно –Нам работать веселейС пляской и песней!
3 девочка:
Пойдем, девочки домой,Пойдем ягодиночкиДадим хозяюшке покой,Закончим вечериночку.
4 девочка:
Девочки, гармонь-то ваша,Гармонист-то – дроля мой.Забираю гармонистаОтправляемся домой.
5 девочка:
Потрудились мы недаром.Куклы сделали в подарок.Пусть они живут у вас,Вспоминайте все о нас!
Воспитатель:
Спасибо всем, что пришли к нам в гости.
Под музыкальное сопровождение девочки уходят.