Проектная деятельность учащихся на уроках технологии и на внеурочных занятиях как один из путей социализации личности современного школьника


«Проектная деятельность учащихся на уроках технологии и на внеурочных занятиях как один из путей социализации личности современного школьника»
Л.А. Панина, посёлок Дудаченский, МКОУ «Дудаченская ООШ»
Социализация – процесс усвоения ребенком принятых в обществе ценностей, норм, получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Условно можно выделить несколько кругов социализации детей: вначале это семья, потом горизонты общения ребенка расширяются — улица, образовательные учреждения, город, страна, мир. С каждым годом ребенку требуется усваивать все большее количество информации, обретать все большее количество навыков для наилучшего выживания в современном мире. Одновременно с этим мы наблюдаем деградацию социальных институтов общества: кризис семьи, школы, дополнительного образования детей и пр.
Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.
Ребёнок за период обучения в современной школе готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами, уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.
Уровень социализации личности во многом зависит от правильно организованной родителями и учителями образовательной и досуговой деятельности школьников с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Деятельностный подход является одним из факторов, обуславливающих успешную социализацию личности школьника.
Проектная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, что способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
В нашей школе есть все условия для социализации ребенка через проектную деятельность на уроках технологии и на внеурочных занятиях. Работая с детьми в самых различных направлениях: начальное техническое моделирование (1-4 кл.), макетирование (5-8 кл.), декоративно-прикладное искусство «Радуга» (1-9 кл.), - могу отметить успешность любого вида деятельности обучающихся, в которой применяется метод творческих проектов.
Ценность организации проектной деятельности с детьми состоит в том, что она способствует практическому приложению знаний и умений, полученных на уроках технологии, стимулирует познавательную мотивацию школьников, позволяет ребенку социально и психологически адаптироваться в коллективе, формирует его успешность, готовит к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
Программа учебного предмета «Технология» в каждом классе имеет раздел «Творческое проектирование». Обучающиеся знакомятся с основными технологическими понятиями: проект, эскиз, технический рисунок, схема, чертеж, изучают виды проектной документации, правила оформления и выполнения творческого проекта.
Работая с детьми в самых различных направлениях: начальное техническое моделирование (1-4 кл.), макетирование (5-8 кл.), декоративно-прикладное искусство «Радуга» (1-9 кл.), - могу отметить успешность любого вида деятельности обучающихся, в которой применяется метод творческих проектов.
Проектную деятельность я организую таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в творчестве и общении. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной поисковой, творческой и продуктивной деятельности, дети овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретают навыки не только индивидуальной самостоятельной работы, но и сотрудничества в коллективе.
Проектные работы я подбираю таким образом, чтобы в них были, востребованы практически любые способности детей, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, чтобы школьники смогли сделать первые шаги в направлении предпрофессиональной деятельности.
Уже с 1 класса, мои ученики создают свои небольшие коллективные проекты. Содержание проектной деятельности усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания воспитанников, используется ранее приобретённый опыт. Проектирование помогает ученикам осознать роль знаний и умений в обучении и в повседневной жизни.
В проектной деятельности, имеющей общественную значимость, школьники видят, что дело, которым они занимаются, нужно и полезно обществу, что они могут показать себя, применить свои знания на практике. Здесь важна опора на инициативу и самостоятельность, особенно в условиях организации внутри школьных проектов. Такие проекты я организую так, что любое дело воспринимается школьниками, как будто оно возникло по их инициативе и тогда работа выполняется ими с большим желанием и стремлением.
На этапе защиты творческих проектов, я привлекаю учеников к участию в экспертных комиссиях. Школьники должны быть подготовлены к оценке работы институтов общества, а значит, они должны понимать такие философские концепции как справедливость, равенство, свобода, демократия, личность, правосудие.
Являясь много лет руководителем объединения ДПИ «Радуга», я пришла к выводу, что овладев основами проектирования школьники могут создавать самостоятельно сложные творческие индивидуальные и групповые проекты. Ежегодно участвуя в различных конкурсах, выставках, мы разрабатываем новые проекты, осваивая новые виды техник. Работы учащихся высоко оцениваются членами жюри, что позволяет детям видеть итоги своего творчества не только в рамках школы, но и на более высоких уровнях.
Проектная деятельность развивает у детей способность к решению проблем, умение работать в коллективе, в единой команде. У учащихся формируются обще учебные и социальные умения и навыки: умение планировать, анализировать, корректировать свою деятельность, умение слушать и быть услышанным, - то, что поможет им в дальнейшей жизни и, возможно, потребуется в будущей профессии.
Для работы над творческими проектами я привлекаю родителей. Самыми значимыми проектами для детей становятся проекты, выполненные при поддержке семьи. Вовлекая родителей в процесс творческой деятельности ребёнка, мы вместе сможем помочь школьнику пройти процесс социализации. Наша совместная задача, скоординировав свою работу, ослабить опасные для детей тенденции развития, укрепить ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь. Объединяя  усилия школы и родителей, мы сможем увидеть сильную личность, достойного гражданина, который преодолевает трудности, сумеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, свое Я.