Рабочая программа ВД Рукоделие.Бумажное кружево (4-6 класс)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РУКОДЕЛИЕ. БУМАЖНОЕ КРУЖЕВО»







Учитель технологии Кириченко Елена Александровна














2016 -2017 учебный год
р.п. Большие Вяземы, ул. Городок-17 дом 20а
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет  художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Являясь наиболее доступным для детей 5-6-ых классов, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал бумага приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
«Бумажное кружево» так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы  создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). « Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
« От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Рукоделие. Бумажное кружево», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Методическое обеспечение
Формы, методы и технологии, используемые в программе
При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные
В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные
Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).
Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.

Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.
Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;
Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по городу и области, различных мероприятиях проводимых клубом, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Творческая работа
Основной материал
Кол-во часов

I
Вводный блок
 
 
Т
П
В

1
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
 
 
3
-
3

II
Материал бумага
 
 
 
 
 

1
Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
Как родилась бумага.
Обработка бумаги
Бумага, ножницы, клей
1
2
3

III
Конструирование
 
 
 
 
 

1
Практика создания основных элементов квиллинга:
ролл, спираль, замкнутая спираль, конус
капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга
квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна,
лапка, стрела
сердце, рога, нота, элемент S.
Бумага, ножницы, клей
1
2
3

2
Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.
 
Бумага, карандаш, линейка
1
2
3

3
Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг
Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики.
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
3
4

4
Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг
Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
3
4

5
 Изготовление двойных бахромчатых цветов.
Двойная хризантема
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
1,5
2

6
Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц.
Розочки
Офисная цветная бумага, фигурные ножницы, клей, линейка
1
1
2

7
Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги
Розочка
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
1
2

8
Изготовление различных форм листьев
Листики большие и маленькие, прямые и изогнутые
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
1
2

9
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу
«Цветочная поляна», «Букет для мамы»
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
2
2
4


Коллективная работа.
«Зимний лес»
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
2
2
4

10
Изготовление животных в технике квиллинг.
 
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
3
4

11
Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу
«Зоопарк», «Мишки на севере»
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
0,5
4,5
5

12
Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги.
«Косолапый мишка», «Дружные утята»
Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
4
5

13
Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают задания из предло-женных тем.
«Торт из гоф. бумаги. «Караблик»
Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
5
6

14
 Изготовление сувениров к праздникам.
Работа по желанию ребёнка
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
1
3
4

15
Посещение выставок прикладного творчества.
 
 
6
 
6

16
Итоговое занятие
 
 
0,5
1,5
2

 
Итого часов:
 
 
 
 
 68





Список используемой литературы
В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике 2. Москва 2007 г.
Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.

 ГербРисунок 1Описание: Описание: Герб15