Программа по внеурочной деятельности Бумажное кружево


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14
пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: hotscool@mail.ru


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(художественно-эстетическое направление)
«Бумажное кружево»
(квиллинг)
Учитель начальных классов
Краснобородикова Наталья Сергеевна

Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
 Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, музыкой, технологией.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, научить творчески относиться к любой работе.
Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей мелкой моторики рук, художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в школе не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.
Квиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает мелкую моторику рук и художественные возможности. Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие мелкой моторики и способностей творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как
художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
УУД обучающихся:
Личностные:
Обучающиеся осваивают первоначальные умения проявлять особый интерес к новому предмету;
стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
планируют и определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составляют план и последовательность действий;
прогнозируют результат
осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
корректируют и вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
оценивают результат, мобилизуют силы и энергию, к волевому усилию и
к преодолению препятствий.
Общеучебные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
моделируют и преобразовывают объекты из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
определяют цели, функции участников, способы взаимодействия
видят указанную ошибку и исправляют её по указанию взрослого
контролируют свою деятельность
по результату адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
В реализации данной Программы участвуют дети от 6 до 13 лет.
Сроки реализации 4 года данной программы разбиты на этапы освоения по годам обучения:
1 этап - ознакомительный, с развитием мелкой моторики «Введение в технику бумажной пластики».
2 этап - художественно развивающий, «Искусство бумажной пластики».
3 этап - творческо-поисковый, «Фантазируй, выдумывай, пробуй!».
4 этап - умелец, «На все руки мастера».
В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:
- занятия – объяснения
- занятия общения и систематизации знаний
- занятия – путешествия
- комбинированные занятия
- итоговые занятия, контрольные занятия
- конкурсы, познавательные игры, анкетирование
- тестирование, защита творческих проектов
- выставка творческих работ
При проведении занятий учитывается:
- уровень знаний, умений и навыков воспитанников
- самостоятельность ребёнка
- его активность
- его индивидуальность
- его индивидуальные особенности
- особенности памяти, мышления и познавательные интересы
Программа 1-го года обучения рассчитана на 33 часа.
Количество детей в группе 15-20 человек.
Возраст детей: 6-7 лет.
Режим работы – 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. по 30 мин. с перерывом.
Программа 2-го года обучения рассчитана на 68 часа.
Количество детей в группе 15-20 человек.
Возраст детей 8-9 лет.
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. по 30 мин. с перерывом.
Программа 3-го года обучения рассчитана на 2 часа.
Количество детей в группе15- 20 человек.
Возраст детей 9-10 лет.
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. по 30 мин с перерывом.
Программа 4-го года обучения рассчитана на 34 часа.
Количество детей в группе15- 20 человек.
Режим работы – 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. по 30 мин с перерывом.
Возраст детей 11-13 лет.
Ожидаемые результаты. К концу обучения по данной программе дети должны знать:
свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества
основы знаний в области композиции, формообразования
технику выполнения игрушек, цветов и цветочных композиций
уметь:
овладеть основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание, скручивание
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие)
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями
ознакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, скручивания жгутиков, техникой квиллинг, аппликация, объемное конструирование)
приобрести навыки:
научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
умение применить свои знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Способы проверки ЗУН.
Начальная диагностика (сентябрь)
Промежуточная диагностика (декабрь)
Итоговая аттестация (май)
Виды и формы контроля ЗУН воспитанников.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.
Итоговый – (проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачётная работа по заданной теме или по выбору.
Способы организации контроля.
Индивидуальный
Групповой
Коллективный
Формы подведения итогов:
Выставки (музей, районные и областные выставки, конкурсы)
Зачётные занятия по теме
Защита творческих проектов
1-й год обучения.
« Введение в технику бумажной пластики».
Цель – овладеть приёмами бумажной пластики, развивать мелкую моторику рук и приобрести хорошие технические навыки.
Образовательные:
Научить соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, швейными иглами, клеем, карандашами, канцелярским ножом, металлической линейкой, деревянными зубочистками
Обучить правильному положению рук при работе с бумагой, пользованию инструментами
Научить приёмам бумажной пластики и техники выполнения игрушек различной формы
Научиться гармонично, сочетать цвета при выполнении поделок.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук
Развивать творческий потенциал и реализовывать способности детей
Развивать инициативность, самостоятельность
Развивать эстетический вкус
Развивать моральный стимул к труду, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца
Развивать индивидуальную творческую деятельность детей
Развивать мотивацию к декоративно-прикладному творчеству, творческих способностей, художественного вкуса.
Воспитательные:
Формировать культуру поведения в коллективе
Помогать организованно и целеустремлённо проводить досуг
Воспитывать положительные черты характера (трудолюбие, усидчивость, аккуратность) и искоренять отрицательные (зависть, грубость и т. д.)
Воспитывать навыки и привычки культурного поведения
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 1-го года обучения дети должны знать:
знать:
Правила поведения
Технику безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом, металлической линейкой, деревянными зубочистками
Основные приёмы бумажной пластики и технику выполнения игрушек разной формы
Основы цветоведения
уметь:
Свободно выполнять скручивание бумаги по технике «Квиллинг»
Гармонично сочетать цвета при выполнении поделок
Приобрести навыки:
Чёткого выполнения основных приёмов бумажной пластики
Уметь выполнять игрушки, поделки любой сложности и создавать свои на основе полученных знаний, используя творчество и фантазию.
Учебно - тематический план.
1-й год обучения.
«Введение в технику бумажной пластики».
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего
1 Вводный блок. Введение в образовательную программу. 1 - 1
2 Материал — бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 1 - 1
3 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 0,5 0,5 1
4 Конструирование. Основные формы “капля”, “глазок”, “долька”, “квадрат”, «прямоугольник”. Конструирование из форм “капля” в квиллинге. «Полянка цветов». 0,5 0,5 1
5 Основные формы. “Глазки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа. «Дерево ранней осени». - 1 1
6 Основные формы. “Спирали в виде дольки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа. Теплая цветовая гамма. «Дерево золотой осени». - 1 1
7-8 Самостоятельное составление композиции из основных форм, изученных на предыдущих занятиях (капля, глазок, долька, квадрат, прямоугольник). «Выполнение игрушек». - 2 2
9 Изучение плотной спирали в технике квиллинг. «Заполни картинку». 0,5 0,5 1
10-11 Коллективная работа. «Моё любимое животное». - 2 2
12-13 «Снежинка». - 2 2
14-15 «Изготовление сувениров к новогоднему празднику». 0,5 1,5 2
16-17 «Чудесные узоры на окне» в технике квиллинг из завитков. 0,5 1,5 2
18-19 Монотопия «Зимний букет». Холодная цветовая гамма. Изготовление бахромчатых цветов. 0,5 1,5 2
20-21 «Выполнение открыток к 23 февраля». - 2 2
22-23 Открытка «Букет тюльпанов» к 8 марта. - 2 2
24-25 Коллективные работы с использованием техники квиллинга. 0,5 1,5 2
26-27 «Пасхальное яйцо» (на плоскости). 0,5 1,5 2
28-30 Изготовление фруктов в технике квиллинг. 0,5 2,5 3
31-32 «Контрольное занятие». - 2 2
33 Диагностика ЗУН приобретённых за 1-ый год обучения. «Итоговая выставка». - 1 1
Итого 6,5 26,5 33
Содержание программы 1-ого года обучения.
Вводный блок.
Тема 1: Введение в образовательную программу (1 час).
Теория: «Давай познакомимся». Режим работы. Правила поведения и техники безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.
Материал — бумага.
Тема 2: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников (1 час). Теория: Презентация как родилась бумага? История возникновения бумаги. Диагностика ЗУН.
Тема 3: Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга (1 час).
Теория: Презентация свойства бумаги, ее виды и разнообразие. История возникновения техники квиллинга. Что такое спираль, в технике квиллинг?
Практика: Развитие первоначальных навыков в технике квиллинг (спираль использование 1-5 полосок).
Материал: полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Конструирование.
Тема 4: Основные формы “капля”, “глазок”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из форм “капля” в квиллинге. «Полянка цветов» (1 час).
Теория: Путешествие на сказочную полянку. Примеры различного применения форм.
Практика: Из полученных спиралей на прошлом занятии конструируем
“каплю”, “глазок”, “дольку”, “квадрат”, “прямоугольник.”
Скручиваем цветок, используя 6-7 полосок.
Материал: полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 5: Основные формы. “Глазки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа. «Дерево ранней осени» (1 час).
Практика: Развиваем композиционные умения, использование 7-8 полосок.
Материал: Бумага (формат А3) с изображение плоскости, фона и ствола дерева; полоски зелёного цвета; зубочистки; клей ПВА.
Тема 6: Основные формы. “Спирали в виде дольки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Коллективная работа. Теплая цветовая гамма. «Дерево золотой осени» (1 час).
Теория: Цвет как средство выражения. Теплая цветовая гамма. Эмоциональное воздействие теплых цветов.
Практика: Создаём образ осеннего леса в тёплой цветовой гамме использование 9-10 полосок.
Материал: Бумага (формат А3) с изображение плоскости, фона и стволов дерев; полоски красного, жёлтого, оранжевого цветов; зубочистки; клей ПВА.
Тема 7-8: Самостоятельное составление композиции из основных форм, изученных на предыдущих занятиях (капля, глазок, долька, квадрат, прямоугольник). «Выполнение игрушек» (2 часа).
Теория: Повторение основных форм (капля, глазок, долька, квадрат, прямоугольник).
Практика: Самостоятельно составляем композицию из основных форм использование 11-12 полосок.
Материал: полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 9: Изучение плотной спирали в технике квиллинг. «Заполни картинку» (1 час).
Теория: Диагностика ЗУН. Изучение плотной спирали.
Практика: Формирование навыка работы с бумагой на плоскости. Выбираем картинку и заполняем её плотными спиральками.
Материал: Картинки, распечатанные на цветной ксероксной бумаге, полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 10-11: Коллективная работа. «Моё любимое животное» (2 часа).
Практика: Выбираем любимого животного и собираем его из плотных спиралей. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции, использование 12-20 полосок.
Материал: Бумага (формат А3) с изображение плоскости, фона и контура животного; полоски соответствующего цветов; зубочистки; клей ПВА.
Тема 12-13: «Снежинка» (2 часа).
Практика: Из форм плотная спираль, капля, глазок, долька собираем композицию в виде снежинки, использование 20-25 полосок.
Материал: полоски для квиллинга белого или синего цвета, зубочистки, клей ПВА.
Тема14-15: «Изготовление сувениров к новогоднему празднику» (1 час).
Теория: Народные традиции изготовление декоративных изделий к новогоднему празднику.
Практика: Изготовление сувениров в виде ёлочки или новогодней веточки (и её украшение), использование25-30 полосок.
Тема16-17: «Чудесные узоры на окне» в технике квиллинг из завитков
(2 часа).
Теория: Развитие понятия об орнаменте и о ритме, как средстве организации орнамента. Разнообразие и красота узоров.
Практика: Рассматриваем узоры на окнах, составляем композицию на плоскости.
Материал: Картон (формат А 4) голубого или синего цвета, полоски для квиллинга белого или синего цвета, зубочистки, клей ПВА.

Тема18-19: Монотопия «Зимний букет». Холодная цветовая гамма. Изготовление бахромчатых цветов (2 часа).
Теория: Диагностика ЗУН. Понятие о колорите. Холодная гамма.
Практика: Изготовление бахромчатых цветов.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема 20-21: «Выполнение открыток к 23 февраля»(2 часа).
Практика: Продолжаем изучение эмоционального воздействия и используем это в работе.
Материал: Картон (формат А 4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 22-23: Открытка «Букет тюльпанов» к 8 марта (2 часа).
Практика: С помощью выразительных средств цвета, колорита, материала, композиции выражаем своё отношение к маме.
Материал: Картон (формат А4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 24-25: Коллективные работы с использованием техники квиллинга
(2 часа).
Теория: Беседа. Выбор сюжетной композиции. Продумывание и планирование работы.
Практика: Выполнение работы с использованием изученных форм в квиллинге.
Материал: Бумага (формат А3), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.

Тема 26-27: «Пасхальное яйцо» (2 часа).
Теория: Рассказ о декоративных народных традициях связанных с пасхой. Яйцо как символ света, символ жизни, узорчатое яйцо, как знак добрых пожеланий.
Практика: Составление композиции посредством несложных библейских мотивов и символов (крест, свеча), а так же растительных мотивов (ягодки, цветочки).
Материал: Картон (формат А4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.

Тема 28-30: Изготовление фруктов в технике квиллинг (3 часа).
Теория: Изучаем строение фруктов в разрезе. Ось симметрии. Композиционный центр. Ритм больших и малых форм и цветовых пятен.
Практика: Декоративное плоскостное решение.
Материал: Картинки фруктов, распечатанные на цветной ксероксной бумаге, полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 31-32: «Контрольное занятие» (2 часа).
Практика: Выполнение задания на плоскости.
Материал: Картон (формат А4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 33: Диагностика ЗУН приобретённых за 1-ый год обучения. «Итоговая выставка» (1 час).
Теория: Проверить приобретённые ЗУНы в ходе изучения программы 1-го года обучения.
Практика: Оценить конечный результат выполнения задания, проследить насколько развиты у детей ЗУНы, качество выполненной работы. Организация выставки.
2-ой год обучения.
«Искусство бумажной пластики».
Цель: Развить у детей эстетическое восприятие окружающей среды через умение делать красивые и полезные вещи для себя и для украшения интерьера. Совершенствовать умения и навыки воспитанников.
Задачи:
1. Образовательные:
Научить приёмам и техники выполнения сувениров, букетов, настольных украшений, состоящих из мелких деталей.
Научить выполнять более сложные композиции из цветов.
Сформировать технические навыки и приёмы выполнения бумажной пластики.
Научить выполнять декор для открыток, фото рамочек и подарков.
2. Развивающие:
Развивать и реализовывать творческие способности детей.
Развивать эстетическое отношение к своим работам.
Развивать умение коллективной и творческой деятельности детей.
3. Воспитательные:
Формировать коллектив единомышленников.
Оказать помощь в организации жизни объединения.
Формировать умение эстетически и нравственно оценивать окружающую действительность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 2-го года обучения дети должны знать:
знать:
Способность изготавливать мелкие детали (сувениры и украшения)
выполнять более сложные композиции из цветов.
выполнять декор для открыток, фото рамочек и подарков.
Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работы.
Пользоваться различными шаблонами.
Создавать своими руками красивые и полезные вещи
Приобрести навыки:
Умение изготавливать подарочные изделия.
Умение создавать картины, цветочные композиции.
Умения коллективно работать и создавать коллективные работы.
Учебно - тематический план.
2-й год обучения.
«Искусство бумажной пластики».
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего
1 Введение в курс программы 2-ого года обучения. Правила ТБ, повторение пройденного материала. 1 - 1
2-5 Коллективная работа «Жостовский поднос» в технике квиллинг. 0,5 3,5 4
6-8 «Опадают осенние листья».
- 3 3
9-12 Монотопия «Осенний букет». Тёплая цветовая гамма. 0,5 3,5 4
13-15 Визуализация образа. Упражнение на развитие фантазии 0,5 2,5 3
16-21 «Подводный мир» аппликация. Динамика и статистика понятие о равновесии. - 6 6
22-27 «Петушок».
- 6 6
28-31 Елочные игрушки. Навыки работы с бумагой в объёме. 0,5 3,5 4
32-37 Круглый вазон в технике объемный квиллинг. 6 6
38-42 «Подарок для папы».
- 5 5
43-47 «Изготовление магнитика к 8 марта». - 5 5
48-51 «Оформление фото рамки».
0,5 3,5 4
52-57 «Пасхальное яйцо» (в объёме).
- 6 6
58-61 Цветочный квиллинг на диске
- 4 4
62-66 Объемный квиллинг. Коляска. 5 5
67-68 Диагностический этап проверка ЗУН за 2-ой год обучения. Организация выставки. 0,5 1,5 2
Итого 5 63 68
Содержание программы 2-ого года обучения.
Тема: Введение в курс программы 2-ого года обучения (1 час).
Теория: Правила ТБ, повторение пройденного материала. Диагностика ЗУН.
Тема: Коллективная работа «Жостовский поднос» в технике квиллинг (4 часа).
Теория: Рассказать о промысле. Рассматриваем иллюстрации с изображением подносов.
Практика: Небольшими группами (по 5-6 детей) выполняем в технике квиллинг цветочные композиции. Изображаем подносы на белых, красных фонах.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Опадают осенние листья» (3 часа).
Теория: Изучаем мир природы: строение листа, сравнивание листьев по форме, величине, цвету.
Практика: Плетёные листья из бумаги в технике аппликация.
Материал: Шаблоны плетёных листьев, ножницы, клей ПВА.
Тема: Монотопия «Осенний букет». Тёплая цветовая гамма (4 часа).
Теория: Понятие о колорите. Теплая гамма.
Практика: Приклеиваем плетёные листья из бумаги в вазу и украшаем её в технике квиллинг.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Визуализация образа. Упражнение на развитие фантазии (3 часа).
Теория: Выражение характера посредством линии.
Практика: Упражнение на развитие фантазии. Отдельные композиции детей можно объединить в коллективную.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Подводный мир» аппликация. Динамика и статистика понятие о равновесии (6 часов).
Практика: Из разных форм (спиралей, глазков, капелек и т.д.) создаём образ рыбки.
Тема: «Петушок» (6 часов).
Теория: Строение птицы (петух, уточка, павлин, жар-птица). Характер пропорций. Стилизация.
Практика: На листе бумаги (формат А3), на всём листе изображен контур птицы, разбиваем её на фон и фрагменты. Из плотных спиралей разных цветов собираем «Петушка» (птица – тёплыми, фон преимущественно холодными). Обводим элементы чёрным фломастером.
Материал: Бумага (формат А3) с изображение «Петушка», фона и контура животного; полоски соответствующего цвета (теплые и холодные); зубочистки; клей ПВА.
Тема: Елочные игрушки. Навыки работы с бумагой в объёме (4 часа).
Теория: Истоки новогодней традиции.
Практика: Выполняем игрушки в объёме на бумажно - картонном цилиндре или на яйце, на шарике. Развиваем навыки работы с картоном, бумагой: изгибаем, закручиваем, вырезаем.
Материал: По выбору: картон, яйцо или шарики, полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, ножницы, клей ПВА.
Тема: «Подарок для папы» (5 часов).
Практика: Изготовление объёмного цветка.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, шпажка большая, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Изготовление магнитика к 8 марта» (5 часов).
Практика: Изготавливаем 15-17 плотных спиралей в технике квиллинг, склеиваем их в виде цифры 8 и украшаем её двумя бахромчатыми цветами, приклеиваем магнит с обратной стороны.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Оформление фото рамки» (4 часа).
Теория: Учитель знакомит с примерами оформления фоторамки. Просмотр презентации «Фото рамка».
Практика: Дети разрабатывают дизайн фоторамки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют фоторамку.
Материал: Рамки из бумаги, дерева, пластика (по выбору); полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Пасхальное яйцо» в объём (6 часа).
Практика: Разрабатываем эскиз небольшой декоративной композиции. Выполняем его в технике квиллинг. Приклеиваем на яйцо.
Материал: Яйца, полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Объемный квиллинг. Коляска. (4 часа).
Практика: Изготовление объёмной коляски.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Круглый вазон в технике объемный квиллинг. (6 часов).
Практика: Изготовление объёмной вазы.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Диагностический этап проверка ЗУН за 2-ой год обучения (2 часa).
Теория: Итоговое занятие: диагностика ЗУН учеников, приобретённых за 2 года обучения.
Практика: Выполнение образцов по схемам.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
3-й год обучения
«Фантазируй, выдумывай, пробуй!»
Цель: Способствовать развитию художественно - творческих способностей, а также профессиональному самоопределению детей. Способствовать
активизации внутреннего потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать технические навыки и приёмы техники «Квиллинг», жгутиков.
Научить самостоятельно, делать – шаблоны, чертежи.
Обучить свободному пользованию схемами из журналов по бумагокручению.
Сформировать технические навыки и приёмы выполнения бумажной пластики.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к моделированию картин и формировать дизайнерский кругозор.
Развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
Возбудить у воспитанников потребность в моральном развитии, в работе над собой для формирования нравственного сознания и поведения.
Оказывать помощь в проведении совместных мероприятий объединения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 3-го года обучения дети должны знать:
знать:
Особенности построения чертежа для картин, панно.
уметь:
Правильно разметить основу для поделки.
Подготавливать образцы.
Последовательность выполнения каждого изделия.
Приобрести навыки:
Умения строить чертёж – выкройка, моделировать.
Выполнение различных моделей, как по журналам, так и по своим разработкам.
Умения самостоятельно разрабатывать и создавать творческие проекты, с использованием знаний, умений и навыков, полученных за период обучения.
Учебно – тематический план.
3-й год обучения.
«Фантазируй, выдумывай, пробуй!»
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего
1 Введение в курс программы 3-ого года обучения. Правила ТБ, повторение пройденного материала. 1 - 1
2-5 Композиция «Цветок и бабочки». 0,5 3,5 4
6-10 Композиция «Зоопарк». - 5 5
11-16 Коллективная работа панно «Жар птица». 0,5 5,5 6
17-23 Композиция в объёме «Русская сказка». - 7 7
24-28 Новый год приходит в каждый дом «Изготовление сувенира елочка». - 5 5
29-32 Овощи и фрукты в объеме. - 4 4
33-37 «Дымковская барыня». 0,5 4.5 5
38-42 Открытка к 23 февраля 0,5 4,5 5
43-46 Весенние цветы «Подснежники». - 4 4
47-53 Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Кудрявые деревья». 0,5 2.5 3
54-57 Изготовление фартука. - 4 4
58-61 Квиллинг картина. Цветочное чудо 0,5 3,5 4
62-66 Композиция «Совы» 0,5 4,5 5
67-68 Диагностика ЗУН приобретённых за время обучения. 0,5 1,5 2
Итого 5 63 68
Содержание программы 3-ого года обучения.
Тема: Введение в курс программы 3-ого года обучения. Правила ТБ, повторение пройденного материала (1 час).
Теория: Повторение изученного за два года обучения. Инструктаж. Диагностика ЗУН.
Тема: Композиция «Цветок и бабочки» (4 часа).
Теория: Понятие о целостности композиции. Учимся создавать шаблоны.
Практика: Самостоятельно делаем шаблон, небольшой бабочки. Выполняем её в технике квиллинг.
Материал: Лист (формата А 3) с изображением красивого цветка. Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Композиция «Зоопарк».
Практика: Из полученных полосок придумать какого-либо животного, которое обитает в зоопарке.
Материал: Лист (формата А3) с изображением зоопарка. Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Коллективная работа панно «Жар птица» (6 часов).
Теория: Особенности построения чертежа для картин, панно.
Практика: Выполняем модель «Жар птицы» в технике квиллинг, по своим разработкам.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Композиция в объёме «Русская сказка» (7 часов).
Практика: Выбор сюжета. Расположение объёмов композиции. Проработка деталей. Характерность, выразительность, узнаваемость сюжета.
Материал: Лист (формата А 3) с изображением плоскости и фона, полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Овощи и фрукты в объеме (4 часа).
Теория: Понятие об объёме. Свет, тень. Локальный цвет.
Практика: Рассматриваем с натуры фрукты и овощи. Правильно размещаем основу для поделки.
Материал: Основа для фруктов или овощей из бумаги. Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Новый год приходит в каждый дом «Изготовление сувенира елочка» (5 часов).
Практика: Из овалов или капелек в технике квиллинг изготавливаем сувенир ёлочку в объёме, самостоятельно отсчитываем нужное количество полосочек, и украшаем её.
Материал: Ножка для елочки в виде тоненького прутика, полоски для
квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема: «Дымковская барыня» (5 часов).
Теория: История промысла. Рассматривание картинок, фотографий игрушек. Знакомство с узором дымковской игрушки, его смысловая, декоративная, эмоциональная роль.
Практика: Обводим по шаблону барыню на белом фоне, вырезаем её и украшаем её узором в квиллинге.
Материал: Картон белого цвета (формат А 4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Открытка к 23 февраля (5 часов)
Теория: Всё о проектах. Выбор. Зарисовка схемы выполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение.
Материал: Рамочка или горшочек с основой, полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Весенние цветы «Подснежники» (4 часа).
Практика: Выполнение эскиза. Перенесение рисунка на бумагу. Составление композиции.
Материал: Картон разных цветов (формат А 4), полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема: Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Кудрявые деревья» (3 часов).
Теория: Развивать композиционные умения, Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику.
Практика: Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола. Крону деревьев скручиваем в технике квиллинг в виде плотных спиралей, которые потом распускаем и получаем пружинку.
Материал: Картон (формат А 4), цветную бумагу, полоски для квиллинга,
зубочистки, клей ПВА.
Тема: Изготовление фартука (4 часа)
Теория: Развивать композиционные умения, Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику.
Материал: Картон (формат А 4), цветную бумагу, полоски для квиллинга,
зубочистки, клей ПВА
Тема: Квиллинг картина. Цветочное чудо (4 часа)
Теория: Развивать композиционные умения, Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику.
Материал: Картон (формат А 4), цветную бумагу, полоски для квиллинга,
зубочистки, клей ПВА
Тема: Композиция «Совы» (5 часов)
Теория: Развивать композиционные умения, Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику.
Материал: Картон (формат А 4), цветную бумагу, полоски для квиллинга,
зубочистки, клей ПВА
Тема: Диагностика ЗУН приобретённых за время обучения (2 часа).
Итоговое занятие: диагностика ЗУН учеников, приобретённых за 3 года обучения. Организация выставки.
Практика: Выполнение различных моделей, по своим разработкам.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
4-й год обучения.
«На все руки мастера».
Цель: Способствовать развитию художественно - творческих способностей, а также профессиональному самоопределению детей.
Способствовать активизации внутреннего потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать профессиональное мастерство.
Научить создавать самостоятельно: картины, панно, фоторамочки.
Научить использовать полученные знания, усвоенные приёмы и правила техники на практике для дальнейшего выполнения различных композиций.
Развивающие:
Развивать потребность детей в саморазвитии и самообразовании.
Воспитательные:
Формировать потребность в самообразовании и дальнейшем применении практических навыков.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 4-го года обучения дети должны знать:
знать:
Технологию выполнения бумагокручения «Квиллинг» и «жгутики».
уметь:
Самостоятельно выбирать узоры, производить расчёт нужного материала.
Приобрести навыки:
Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.
Учебно – тематический план.
4-й год обучения.
«На все руки мастера».
№ п/п Тема занятия Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Правила ТБ, повторение пройденного материала. 1 - 1
2-3 Летняя поездка к морю «Подводный мир». Коллективная работа. 0,5 1,5 2
4-7 «Чудесная мозаика». Теплая цветовая гамма. 0,5 3,5 4
8-10 Композиция по мотивам гжельской росписи. 0,5 2,5 3
11-13 «Осенний букет». - 3 3
14-16 Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки). - 3 3
17-23 Творческий проект на тему «Искусственное комнатное растение». 0,5 6,5 7
24-26 «Звёзды и кометы». 0,5 2,5 3
27-30 «Весна идёт» (весенние картины в рамочках). - 4 4
31-33 Итоговое занятие (авторские разработки). - 3 3
34 Диагностический этап ЗУН за время обучения. Выставка лучших работ учащихся. 0,5 0,5 1
Итого 4 30 34
Содержание программы 4-ого года обучения.
Тема 1: Вводное занятие. Правила ТБ, повторение пройденного материала (1 час).
Теория: Правила ТБ, повторение изготовление всех видов бумажной пластики.
Тема 2-3: Летняя поездка к морю «Подводный мир». Коллективная работа (2 часа).
35
Теория: Панно в технике квиллинг. Изучение строения и декора рыб и подводных животных. Разнообразие подводных растений. Стилизация форм.
Практика: Выполнение эскиза. Поиск тонального и цветового решения.
Материал: Бумага (формат А3) с изображением подводного мира. Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема 4-7: «Чудесная мозаика». Теплая цветовая гамма (4 часа).
Теория: Что такое мозаика, и какие виды бывают?
Практика: Составление картины из квиллинга в тёплой цветовой гамме. Воспитывать эстетический вкус.
Материал: Лист (формата А 3), полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема8-10: Композиция по мотивам гжельской росписи (3 часа).
Теория: Ознакомление с керамической и деревянной посудой (в разных народных промыслах). Воспитывать интерес к народному искусству.
Практика: Учить детей создавать посуду по мотивам гжели, дополнять изображениями сказочных яств.
Материал: Лист бумаги жёлтого цвета, полоски для квиллинга, зубочистки, клей ПВА.
Тема 11-13: «Осенний букет» (3 часа).
Практика: Создаём образ осеннего изобилия, пышной красоты.
Материал: Лист (формата А 3), полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема14-16: Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки) (3 часа).
Практика: На плоскости изображаем индюка, и украшаем его декоративными элементами в технике квиллинг (спиралями, плотными спиралями, каплями и т.д).
Материал: Картон белого цвета (формат А 4), полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема 17-23: Творческий проект на тему «Искусственное комнатное
36
растение» (7 часов).
Теория: Выбор темы проекта и его обоснование.
Практика: Изготовление комнатного растения.
Материал: Основа для цветка по выбору, полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема 24-26: «Звёзды и кометы» (3 часа).
Теория: Рассматривания разных звёзд, и беседа о видах звёзд.
Практика: Создаем образ созвездий, из звёзд скрученных в технике квиллинг.
Материал: Картон фиолетового цвета (формат А 4), полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема27-30: «Весна идёт» (весенние картины в рамочках) (4 часа).
Теория: Беседа и рассматривание репродукций картин знаменитых художников – пейзажистов например: «Март» и «Большая вода», И.И. Левитана «Мартовский снег», И.Э. Грабаря «Грачи прилетели».
Практика: Выполнение картин в технике квиллинг.
Материал: Картон (формат А 4 – А 5) в зависимости от рамки, полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА.
Тема 31-33: Итоговое занятие (авторские разработки) (3 часа).
Практика: Самостоятельно выбирать и разработать итоговую работу, произвести расчёт нужного материала.
Материал: Полоски для квиллинга разной ширины, зубочистки, клей ПВА, плюс необходимый материал по выбору.
Тема 34: Диагностический этап ЗУН за время обучения. Выставка лучших работ учащихся (1 час).
Теория: Диагностика ЗУН учеников, приобретённых за 4 года обучения.
Практика: Организация выставки лучших работ.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Список литературы для детей
1. Анна Зайцева Искусство квилинга: Магия бумажных лент. - Издательство М.:
Эксмо, 2010.
2. Джанет Уилсон Цветы из бумажных лент: Открытки, сувениры, подарки. -
«Издательская группа «Контент», 2008.
3. Донателла Чиотти Оригинальные поделки из бумаги. - М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2009
Список литературы для педагога
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким»,
1997.
2. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в
дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 1999.
3. Бумажные цветы. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1996.
4. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - Москва, Японская Ассоциация
оригами, Московский Центр оригами, 1995.
5. Русские народные сказки: Приложение к журналу «Оригами». – М.: Аким, 1997,
1998.
6. Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей
и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 1994.