Конспект урока технологии по теме «Аппликация «Картонное кружево» (3 класс)


Конспект урока технологии в 3 классе:
«Аппликация «Картонное кружево». Овладение приёмом обработки картона. Т.Б. работы ножом, ножницами. Белёвские кружева. (5 мин)»
Учитель: Суркова Е.В.
Основные цели:
Метапредметные:
1) Формировать умение применять метод исследования в учебной деятельности.
2) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Предметные:
1) Освоить технику аппликации «Картонное кружево», приём разрезания гофрированного картона ножом и ножницами для получения «кружевных» полосок с открытым гофром;
2) Формировать представления об аппликационных техниках;
3) Формировать умение выполнять размётку на просвет, составлять краткий план работы, правила безопасной работы.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня трудиться на уроке нам поможет мудрый совет. Прочитайте его:
«За всякое дело берись умело»
-Как вы его понимаете?
- Посмотрите какую красоту я принесла сегодня на урок!
(демонстрирую различные образцы кружев)
- Как называются все эти изделия? (кружево)
- Для чего нужно кружево?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- А что ещё вы знаете о кружеве?
Сообщение о Белёвском кружеве. (1 ученик)
- Белёвское кружево отличает плавное чередование различного вида тесёмок, которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. 
- Посмотрите как выглядит кружево Белёвских кружевниц. (показ образца)- А мы на уроке можем создать кружево?
- Каким материалом воспользуемся? (нитками)
- У нас ведь ниток нет?
- Чем их можно заменить? (гофрированным картоном)
- Почему? (он волнистый, гофрированный, кружевной)
(демонстрирую аппликацию)
- Как будет называться такое кружево? («Картонное кружево»)
- А техника изготовления? (техника «Картонное кружево»)
- Какой способ изготовления «Картонного кружева» будем использовать? (аппликацию)
- Докажите, что здесь нужно использовать технику аппликации.
(на основу накладывают, приклеивают детали - части целого)
-На какие виды делятся аппликации? (плоские и выпуклые)
-Определите вид этой аппликации? (выпуклая)
- Мы раньше изготавливали выпуклую аппликацию «Картонное кружево»? (Нет)
- Хотите попробовать выполнить? (Да)
- Тогда составьте и расскажите алгоритм (последовательность) выполнения «Картонного кружева».
(- Вы уверены, что составили последовательность верно?)
- У кого возникло затруднение, поднимите руку?
- Сформулируйте своё затруднение.
(Я не знаю в какой последовательности и как выполнять «Картонное кружево».
Я не могу обосновать, что правильно выбрал последовательность выполнения.)3. Выявление места и причины затруднения.
- У каждого из вас возникло затруднение. Что нужно сделать, чтобы его преодолеть? ( Нужно понять его причину.)
- Вспомните, какое задание вы выполняли?
( Составляли план-алгоритм выполнения «Картонного кружева»)
- В чём же причина вашего затруднения? Чего вы ещё не знаете?
( Мы не знаем, как выполнять «Картонное кружево» )4. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» детьми нового знания, упражнения в освоении нового умения).
- Какова цель урока? (узнать алгоритм изготовления «Картонного кружева», научиться последовательно изготавливать «Картонное кружево»)
- Для чего нам нужен этот алгоритм (последовательность)?
(чтобы изготовить аппликацию в технике «Картонного кружева»)
- Какова тема нашего урока? (аппликация «Картонное кружево»)
- Из каких деталей состоит вся аппликация «Картонное кружево»? (из кружевных полосок)
- Почему они такие кружевные? (виден гофр)
- Мы раньше изготавливали такие кружевные полоски с открытым гофром? (нет)
- Что же нам надо узнать? (как из гофрированного картона получить «кружевные» полоски с открытым гофром)
- Перед вами образец гофрированного картона. Как нам из него получить вот такую «кружевную» полоску с открытым гофром? (показываю полоску с открытым гофром с одной стороны.)
1)Пробное, поисковое практическое упражнение.
-Попробуйте отрезать от образца гофрированного картона полоску так, чтобы она получилась «кружевной».
(ученики пробуют)
- У всех получилось отрезать как в образце?
- У кого получилось, выйдите, покажите. (показывают)
( для наглядности вызвать пару или одного ученика показать на большом образце)
- В каком направлении вы отрезали, чтобы получить полоску с гофром? (поперёк гофра)
Если не получилось.
- Почему не получилось? (не с той стороны отрезали – вдоль гофра, а не поперёк.)
- Значит, с каком направлении надо отрезать полоски? (поперёк гофра)
5. Реализация построенного проекта.
- Как будем отрезать полоски?
(1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр.
2. Отрежем полоску поперёк гофра.
3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.)- Молодцы, вот вы составили алгоритм.
- Я предлагаю записать его в виде вот такого эталона.
1. Определим, в каком направлении на картоне проходит гофр.

2. Отрежем полоску поперёк гофра.

3. Снимем верхний слой картона, чтобы открыть (увидеть) гофр с одной стороны.

-В каких деталях аппликации мы используем полоски с открытым гофром с одной стороны? (рамка, лучики)
-А в других, деталях какие полоски использованы? (Гофр открыт с двух сторон)
-Как получить такие полоски?
-Чему ещё надо научиться? (получать «окошко» из гофра, спрятанного внутри)
-Какой инструмент понадобится? (нож канцелярский)
-Как получить «окошко» из гофра, спрятанного внутри?
-Как соединены эти полоски с основой аппликации? (приклеены)
-Как? (всей поверхностью, плоскостью и ребром)
-Теперь сможете самостоятельно изготовить аппликацию? (да)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Повторите последовательность технологических операций.
-А могли бы вы улучшить изделие, сделать его красивее?
-Какие инструменты понадобятся?
Повторение правил техники безопасности.
-Всё повторили, можем приступить к работе? (повторить технику безопасности забыли)
Физминутка.
6.Самостоятельное выполнение практической работы учащимися.
Учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономность расходования материалов, приём получения кружевной полоски с гофром, нанесения клея и приклеивания деталей. Поощряет и отмечает качественную работу детей.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Установление соответствий. (ЭОР контрольного модуля).
Кроссворд «Картонное кружево» (ЭОР контрольного модуля).
По горизонтали:
1.Какой картон нужен для изготовления изделия «Картонное кружево»? (гофрированный)
3.Как называется аппликация, детали которой выступают над поверхностью фона? (выпуклая)
5. Текстильное изделие с ажурным узором, образованным разнообразными переплетениями нитей. (кружево)
6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (ножницы)
По вертикали:
Гармошка из одинаковых складочек. (гофр)
Способ создания изображения, когда на основу накладывают, приклеивают детали – части целого. (аппликация)
Город Тульской области, который славится своим кружевом? (Белёв)
8.Рефлексия (Оценка деятельности учащихся, итог урока)
(на доске 3 матрёшки в кружевных нарядах с разным выражением лица: радостное, грустное, нейтральное)
- С каким настроением вы выходите сегодня с урока?
- Почему у тебя весёлое настроение?
- Почему ты грустный?
- Где вы можете применить новое знание?
- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласна со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.
При оценивании обученности учащихся учитываются следующие критерии:
качество выполняемых новых технологических приёмов и готового изделия;
характер деятельности (репродуктивная, творческая)
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий