Конспект урока в 1 классе по изобразительному искусству на тему: Красивые рыбы. Украшение рыб».


Конспект урока в 1 классе на тему «Красивые рыбы. Украшение рыб»
Автор: Фетисова Лидия Карловна, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино Воронежской области.
Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России» в 1 классе.
План урока
Беседа «Подводное царство из сказки Русалочка».
2. «Красивые рыбы». Творческая практическая деятельность учащихся.
«Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: учить видеть красоту разнообразных поверхностей; развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб; познакомить с новой техникой выполнения работы – совмещение техники печати губкой с аппликацией.
Задачи художественного развития учащихся:
развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту окружающего мира;
формировать навыки работы красками и цветной бумагой;
развивать способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: обяъснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Формирование УУД (умение учиться).
Регулятивные: создание фона для работы в технике печати губкой с использованием выразительных свойств гуаши; вырезание по шаблону тела рыбки из цветной бумаги и приклеивание на подготовленный фон (воду); украшение рыбки чешуйками из рваной бумаги; дорисовывание фломастерами; оценивание результатов своего труда.
Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке.
Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цветную бумагу для своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями; слушать одноклассников и учителя; обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Образовательные ресурсы:
информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.Н. Неменского. - М.: Просвещение, 2011;
-Неменский Б.М. Методическое пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;
художественные материалы: гуашь, кисти, альбом, фломастер, цветная бумага,
клей, ножницы;
литературный ряд: отрывок из сказки;
зрительный ряд: мультимедийная презентация «Красивые рыбы».
Сценарий урока
Организационный момент. Личностные УУД.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД.
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришла весёлая девочка. (Показ слайда с изображением Русалочки.) вы все конечно её узнали… (Дети хором – Русалочка.)
У Русалочки сегодня необычный день, Сегодня день рождения её папы морского царя Тритона. Русалочка очень хочет подарить ему самый красивый подарок, и она решила, что нарисует картину, в которой изобразит подводное царство.
- Послушайте, как описывает его известный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Русалочка».
… Далеко в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит… Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малей2шего движения воды. А между ветвями снуют рыбки, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. (Во время прочтения отрывка демонстрируются виды подводного мира.)
- Ребята, а как вы думаете, каких жителей больше всего в подводном мире? (Рыбок.)
Каких рыбок знаете вы? (Скалярия, окунь, акула, карась, камбала…)
А кто из вас слышал о рыбах, которых называют ёж, бабочка, клоун? Как вы думаете, почему у них такие названия? (Из-за внешнего вида и окраски.)
- Сегодня на уроке вы будете рисовать воду и рыб новым способом, и украшать узорами из чешуек
III. «Мир полон разнообразных рисунков, узоров». Введение в тему урока.
Познавательные УУД.
Учитель включает запись журчания ручья. На экране демонстрируются слайды с изображением рыб в природе.
Эвристическая беседа.
- Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?
- Где живут рыбы? (В реке, море, океане, озере.)
- Где ещё они могут жить? Отгадайте загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
- Что это? (Аквариум.)
- у кого из вас есть дома аквариум?
- Опишите аквариумных рыб.
2. Работа по учебнику.
Познавательные и коммуникативные УУД.
- Рассмотрите чудесных рыб на с. 54 и 56 учебника. Опишите их.
- Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у неё есть? (Голова, хвост, плавники, рот, жабры.)
- Какую форму имеют рыбы? (Овальную, вытянутую, напоминающую лист дерева.)
- Яркая и пёстрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений. Посмотрите, какие красивые нарядные рыбки!
- Из каких элементов состоит узор на теле рыбы? (Из чешуи овальной формы.)
- Какие ещё узоры, на каких предметах в видели в природе? (Линейные, запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, замысловатые их чешуи на теле рыбы, расписные на коже змеи, крыльях бабочки.)
- Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных предметов. Их много, и нужно уметь их замечать.
Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Дети изображают руками резвящихся рыбок.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
Знакомство с новой техникой – печать губкой.
- Сейчас вы научитесь рисовать новым для вас способом. Он очень интересный, и, надеюсь, вам понравится.
Показ учителя.
- Возьмите лист бумаги и губкой, на которую вы нанесёте кистью синюю гуашь примакивающими и печатающими движениями изобразите морскую воду.
Самостоятельная работа.
- Пока фон (морская вода) высыхает, вы прикладываете шаблон рыбки на лист яркой цветной бумаги, обводите и вырезаете. Далее намазываете клеем обратную сторону, вырезанной из цветной бумаги рыбки, и приклеиваете на высохший лист.
- Закончите украшение рыб. Можно использовать бумагу другого цвета для плавников и хвоста. А чешуйки нарвать или вырезать из разноцветной бумаги.
Перед учащимися – таблица-образец выполнения работы, по которой учитель объясняет последовательность.
Сначала губкой и гуашью напечатаем фон.
Затем обведём контуры рыбы на цветной бумаге и вырежем её.
На другом листе цветной бумаги нарисуем и вырежем плавники.
Приклеим их на спину и под брюшко рыбки.
Отделим линией, проведённой фломастером голову рыбы и нарисуем ей глаз
и рот.
Изобразим чешуйки в виде небольших рваных или резаных кусочков цветной бумаги, наклеенных как узор.
- Желающие могут изобразить любимую рыбку, которая живёт у них в аквариуме. Украсьте рыбку узорами из чешуек, придумайте ей красивый наряд.
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
Выставка работ учащихся и обсуждение.
- Мы с вами помогали Русалочке нарисовать подарок для своего папы.
- Вам удалось изобразить нарядных, красивых, рыбок. Если все рисунки с рыбками поместить на доску, то получится сказочное подводное царство. Как вы думаете, картина понравится царю Тритону? (Дети хором – «Да!»)
2. Обобщение.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились? (Украшать рыб узорами, изображать их новым способом –из цветной бумаги, а воду рисовать способом печати губкой.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.